Требуются виновные в терроризме
Широко разрекламированная акция «Артподготовки» обернулась сетевым фейком. Но поднятые на уши силовики ищут, кто за это ответит.
Революция, которую с 2013 года предвещал россиянам лидер движения «Артподготовка» Вячеслав Мальцев, не состоялась. Одни нашли в ней пищу для «диванного троллинга», для других она может обернуться реальным сроком.
Хроника неслучившегося
Сценарий «объявленной революции» в Петербурге, если верить соцсетям, выглядел так: в полдень 5 ноября протестующие собирались начать штурм городской администрации, а в 16.00 – переместиться на Исаакиевскую площадь и захватить Мариинский дворец.
«Силовые группы подтвердили свою готовность!», «НИКТО НЕ РАСХОДИТСЯ!!» – сыпались сообщения в оппозиционных группах и чатах, даже когда стало понятно, что тысячи подписчиков видеоблога «Артподготовки» на самом деле на улицу не собирались.
Серьезнее всех к призывам Мальцева и его сторонников отнеслась полиция. «Новая» уже писала, что накануне «5/11/17» в Петербурге и в других городах России под разными предлогами были задержаны несколько десятков оппозиционеров (сам лидер «революции» бежал из страны). В назначенный день стражи порядка окружили спецтехникой все подступы к Смольному по проезжей части. Полиция дежурила во всех окрестных дворах и переулках, досматривая каждого встречного.
Свидетелями таких беспрецедентных мер безопасности стала лишь толпа журналистов и пара десятков активистов, которые кучковались на скамейках в саду у здания администрации. Единственным серьезным эпизодом 5 ноября стало задержание человека, у которого при себе действительно оказалось нечто похожее на «набор революционера»: завернутый в красное полотно топорик, респиратор, петарды, нож и аптечка.
В 16.00 в сквере возле Исаакия людей собралось чуть больше: около 150 человек. Встать в одиночный пикет решилась только художница Елена Осипова – постоянная участница городских акций протеста. Правоохранители не стали трогать пожилую женщину, но быстро нейтрализовали молодого человека в камуфляже, который попытался составить ей компанию. Затем в автозак отправился юноша, в рюкзаке у которого нашли перцовый баллончик.
Всего в ходе «революции» у Смольного и Исаакия задержали 12 человек. Никто из них не совершал каких-либо противоправных действий, но имел при себе подозрительные (по мнению полиции) предметы. Поздно вечером еще восьмерых активистов доставили в полицию с Фестиваля света на Дворцовой.
«Месть силовых структур»
Утром того же дня в одном из дворов у метро «Чернышевская» припарковался красный внедорожник Suzuki Jimny, принадлежащий активисту движения «Свободная Ингрия» Михаилу Войтенкову. Вместе с ним в машине находился еще один «ингерманландец» Ильяс Миникаев и активистка Диана Ретинская. Троица дошла пешком до Смольного, а на обратном пути по Кирочной улице (в трех километрах от точки сбора «революционеров») была задержана полицией. Оперативники сопроводили Войтенкова и его соратников до автомобиля.
Начался обыск, видео которого позже выложили в сеть сами задержанные: «...обратился гражданин с целью информировать полицию о возможном нарушении общественного порядка», – отвечает на вопрос о причинах досмотра мужчина в штатском. Он отказывается представиться.
На записи видно, что никто не задержанных не пытается скрыться и не проявляет видимых признаков беспокойства. «У всех троих забираем документы и средства связи», – руководит анонимный оперативник. Среди конфискованных при обыске личных вещей оказались и ключи от Suzuki Войтенкова.
По словам задержанных, уже в 78-м отделе полиции они узнали, что в салоне внедорожника якобы были найдены револьвер системы Нагана с комплектом патронов, ручные гранаты РГД и несколько коктейлей Молотова.
Вечером того же дня в СМИ появилась информация, что к задержанным могут применить статью 205 УК РФ (терроризм). Минимальное наказание по ней – от 10 лет тюрьмы. По данным правозащитников, материалы дела находятся в МВД России по Центральному району, а сами задержанные – в изоляторе временного содержания на Захарьевской.
Адвокат Дианы Ретинской Максим Камакин в разговоре с «Новой» подтвердил, что против его подзащитной возбуждено уголовное дело по двум статьям: ч. 1 ст. 35 УК РФ (преступление, совершенное группой лиц) и ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконное хранение оружия).
«Проводили следственные действия в ночное время, был составлен протокол об административном правонарушении за отказ от предоставления генетического материала, – рассказал юрист. – Моя подзащитная объясняет все происходящее как провокацию и месть силовых структур за ее политическую активность».
Днем 7 ноября суд должен был избрать меру пресечения для Войтенкова, Ретинской и Миникаева. К удивлению правозащитников, задержанных... отпустили под подписку о невыезде прямо из спецприемника. Как рассказал «Новой» Михаил Войтенков, на следующий день, 8 ноября, ему предписано явиться к следователю.
Не герой романа
Активисты «Свободной Ингрии» называют свое движение «неформальным культурно-общественным объединением» или «движением практикующих краеведов». И подчеркивают: официальных лидеров и какой-либо организационной структуры у них нет. Как и планов по захвату России.
«Вся суть тусовки – участие во всех инициативах, когда это отвечает нашим культурным интересам, – поясняет «Новой» одна из сторонников движения Светлана Гаврилина. – Все, что людей интересует, – это регион и его экономическое процветание».
По словам Гаврилиной, «Свободная Ингрия» объединяет людей с разным кругом интересов. Кого-то привлекает музыка и живопись, других – гражданская активность.
«А без политики куда же? Участвуем в акциях и пикетах... – поясняет Светлана. – Но Мальцев – это точно не герой нашего романа».
За арестованного Михаила Войтенкова поручился депутат ЗакСа Борис Вишневский.
«Мишу знаю не первый год, как постоянного участника протестных митингов, – написал он у себя в Facebook – В то, что он мог хранить оружие, не верю, полагаю, что его подбросили и организовали провокацию».
Что касается Дианы Ретинской, то о ней «ингерманландцам» известно мало. 48-летняя женщина стала интересоваться мероприятиями «Свободной Ингрии» лишь несколько месяцев назад. До этого она принимала участие во многих других протестных акциях в северной столице.
Диана Ретинская на одной из акций протеста // Фото: vk.com
Координатор петербургской «Открытой России» Андрей Пивоваров подтвердил «Новой», что ранее Ретинская была активистом этой организации.
«Мы разошлись, и это желание было обоюдным, – рассказал он. – Высказывания и действия Дианы проходили очень на грани, о чем мы ей неоднократно говорили. Больше того, никаких серьезных действий, кроме желания заявить о себе, за этим мы не увидели».
По словам знающих Ретинскую собеседников «Новой», ничто в поведении женщины не свидетельствовало о том, что она планировала совершить теракт или даже умела обращаться с оружием.
Вдобавок, воспользовавшись сервисом FindFace, правозащитники обнаружили, что одна из понятых, присутствовавшая при обыске автомобиля Михаила Войтенкова, фигурирует в соцсетях в форме сотрудника МВД. Возможно, на месте событий она оказалась далеко не случайно.
- Движение «Свободная Ингрия» выступает за создание автономии на территории примерно в границах Ленинградской области. Ингерманландцы относят себя к малой народности, некогда проживавшей на завоеванных Петром I землях.
- Следственные органы интересуются деятельностью «Свободной Ингрии» далеко не первый раз. В мае 2016 г. Следственный комитет возбудил уголовное дело против администратора одной из тематических групп Артема Чеботарева. Дважды под угрозой уголовного преследования оказывался другой «ингерманландец» – Григорий Солонимский. Неизвестные пытались сжечь его машину. А июле 2017-го сайт «Свободной Ингрии» был внесен в реестр запрещенных ресурсов.