Руки прочь от Тележки
В воскресенье на Тележной улице прошел народный сход против сноса пяти исторических зданий.
Дома 21, 23, 25–27 и 29 – почти весь квартал, выходящий на Тележную, – администрация города планирует снести, чтобы построить на его месте молодежный культурно-досуговый центр. Протестующие не против досуга молодежи и социальных объектов. Однако они не понимают, зачем для этого ломать старинные дома, когда их можно просто отремонтировать.
Как сообщили активисты «Живого города», все пять домов несколько лет назад были признаны экспертизой аварийными и расселены. Их обнесли хлипкой оградой, через которую мог проникнуть кто угодно. После чего разрушение пошло ускоренными темпами: залезавшие внутрь асоциальные элементы разбили все окна, разрисовали фасады, украли крышки люков. В зияющие отверстия проникала влага, которая из-за перепадов температур способствовала деформации конструкций. Наконец, когда дома стали представлять собой совсем уж плачевное зрелище, был объявлен тендер на «обследование и разборку аварийных конструкций зданий». Судя по сайту госзакупок, подрядчик уже определен.
«Есть очень большие вопросы к формулировке тендера. Слово «обследование» предполагает, что результаты его могут быть разными. Необязательно, что потребуется демонтировать дома, – комментирует активист движения «Живой город» Наталья Сивохина. – Однако сразу после него идет словосочетание «разборка конструкций», то есть ломать дома предполагается в любом случае, независимо от результатов «обследования».
Участвовавший в народном сходе депутат ЗакСа Борис Вишневский сообщил о намерении запросить заключение экспертизы, признавшей дома аварийными. В случае, если заключение покажется неубедительным или будет противоречить результатам независимой экспертизы, депутат не исключил возможности обращения в суд.
Дома вдоль Тележной не являются выдающимися архитектурными шедеврами. Явно недорогие (судя по отсутствию декоративных излишеств) дореволюционные доходные дома, эклектика и модерн. На одном из фасадов сохранилась дата постройки – 1898 год. Но именно такая застройка создает исторический фон Петербурга, делая его уникальным музеем под открытым небом. Это та рядовая архитектура, которая лучше всего выражает стиль эпохи. Ведь не секрет, что шедевры представления о времени могут не давать: они по определению выходят за рамки стиля. Если сохранять только их, а рядовую старую застройку ломать и заменять новоделом, то единого города-музея уже не будет.
«Разумеется, властям проще снести и построить новое, чем укрепить и отремонтировать старое», – поясняет Наталья Сивохина. Борьба усложняется тем, что обычного в таких случаях бизнес-интересанта в истории вроде бы нет: администрация района действительно хочет построить здесь социальный объект. Выходит, что люди требуют вложения больших бюджетных средств на реставрацию вместо того, чтобы сэкономить «народные деньги». Позиция не самая выигрышная. С другой стороны, если ставить во главе угла экономию, то лучше просто снести всю рядовую архитектуру старого города. «Если позволить им сейчас снести эти дома по сомнительным основаниям, то завтра они с удвоенными силами начнут атаковать уже настоящие памятники», – считают градозащитники.
Во время инспекции участники спорили, подлежат ли восстановлению дома в их нынешнем состоянии. С внутренней стороны на фасадах было замечено несколько серьезных трещин, но до фундамента они не доходят. Фасад дома № 23, самый интересный из всех, в стиле модерн, просел только в одном узком секторе от фундамента до крыши. А у парадного входа он как бы вдавлен внутрь. Возможно ли это восстановить? Или «снести нельзя реставрировать»? Никто не спорит с тем, что сейчас дома непригодны для проживания (хотя жители дома № 23 в 2009 году были против этого решения). Известно, что у нас ветхие дома расселяют только в самом крайнем случае. Но непригодный для жилья и не подлежащий ремонту – это разные вещи.
В 2012 году все пять домов внесли в маневренный фонд – куда можно селить людей из аварийных домов. Выходит, тогда состояние домов казалось чиновникам не столь ужасающим.
Участники схода проникли за ограду, чтобы посмотреть состояние фасадных маячков, установленных несколько лет назад. Они оказались целы, хотя при опасности обрушения давно были бы раздавлены. Осмотр прервали сотрудники полиции, прибывшие выпроводить людей из огороженной зоны «ради их безопасности». Судя по частым визитам вандалов, это был тот самый редкий случай, когда полиция бдительно охраняет заброшенные дома.