Зачарованный берег
Власти Токсова так боятся вице-президента Роснефти и президента Башнефти Андрея Шишкина, что упорно не замечают его незаконного забора на берегу озера Лассылампи.
Между тем поместье площадью 2,1 га с красивым полуостровом трудно не заметить. Вместе с соседними тремя участками оно отрезает от свободного доступа пятую часть берега озера. Забывчивость токсовской администрации тем более удивительна, что недавно она согласовала приватизацию муниципальной дороги, соединяющей элитный кластер с шоссе Петербург – Матокса. Дорога, по которой окрестные жители и обитатели пяти садоводств ходили на автобусную остановку, в магазин и к озеру, стала частным подъездом нефтяника и его друзей.
В июле 2017 года въезд на дорогу перекрыли мощным забором с откатными воротами и будкой охраны. Чтобы граждане не топтали частную дорогу и частный берег, пробираясь через лес, вдоль обочины вырыли рвы. Морозовское военное лесничество, в чьем ведении находится и дорога, и лес (это оборонные леса Ржевского полигона, а дорогу лесничие считают противопожарной), робко составило акт о нарушении и послало в военную прокуратуру ЗВО. Там он и был похоронен. Ибо не пойдет же Министерство обороны войной на Роснефть!
Примечательно, что дорога обозначена в генплане Токсово как «местная, основная». А соответственно, ее приватизация согласно ст. 27 Земельного кодекса запрещена. Не говоря о том, что районная администрация не имела права распоряжаться оборонными землями. Это не помешало оформить ее как участок «для сельскохозяйственного производства» экзотических габаритов: длина – несколько сот метров, ширина – около четырех. Какая-то одинокая гигантская грядка получается. Вы когда-нибудь такой сельхознадел видели? Да еще и заасфальтированный?
Собрав подписи под прошением о публичном сервитуте, жители получили от главы совета депутатов Всеволожского района Ольги Ковальчук ответ, что обозначенная на генплане дорога на самом деле дорогой не является, и ее собственник вправе ее огородить. А взамен людям предложили ходить к озеру через Парковую улицу. «Путь до Парковой по шоссе – 1 км. Далее по ней до озера – еще 1,5 км. Итого 2,5 км. А по «несуществующей» дороге было 650 метров!» – комментирует «заботу» администрации активистка Диляра Новопашина.
Что касается захваченного Шишкиным берега, то администрация предпочла и вовсе ничего не отвечать. В заявлении жителей по поводу огораживания Лассылампи фигурировало четыре участка, но ответ дан только по двум. Запрос по участку. принадлежащему Шишкину, оставлен без ответа. Притом что 19 октября 2017 года комиссия в лице начальника земельного отдела токсовской администрации М. А. Слепцова и кадастрового инженера зафиксировала, что забор Шишкина уходит в воду на один метр. А когда к главе токсовской администрации (и согласно уставу МО – главному муниципальному инспектору) Андрею Кожевникову жители принесли фото берега, он сначала засмеялся: «А что? Люди сделали себе красивый газон». А потом уже более серьезно: «А почему вы на это озеро ходите? У вас же другое есть».
Участок дороги и участок Шишкина
История административной слепоты
Справедливости ради заметим, что чиновничьей традиции «не замечать» захвата полуострова на Лассылампи уже десять лет, и началась она задолго до Шишкина. Первым владельцем берега по адресу ул. Нежности, 16а, владел известный криминальный авторитет Роман Игоревич Цепов (Бейленсон), бывший в 90-е годы начальником охраны заместителя мэра СПб В. В. Путина. Он не только не пускал посторонних на полуостров, но крайне огорчался, что кто-то на другом берегу смел нарушить его элитное уединение. Из разных источников известно о случае, когда Цепов палил из оружия в сторону противоположного берега, когда там купались люди. Путинский охранник был настолько уверен в себе, что даже не пытался исправить некорректность в оформлении документов. Полуостров имел функциональное назначение «для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов» и находился не в собственности, а в аренде. И поныне дача президента Башнефти значится по документам как база отдыха. После убийства Цепова в 2004 году участок унаследовал его отец Игорь Бейленсон. Естественно, забор он и не думал сносить.
В 2008 году по жалобе движения «Против захвата озер» была проведена проверка Комитета по госконтролю природопользования ЛО, который зафиксировал берегозахват, а в 2009 году администрация Всеволожского района выдала хозяину предписание об освобождении берега. Спустя два года, получив еще несколько жалоб граждан, Ленинградская природоохранная прокуратура обнаружила, что предписание не выполнено, никаких действий по контролю за его выполнением не предпринималось, в связи с чем потребовала от комитета и от Управления Росреестра вновь «принять безотлагательные меры». Меры выразились в том, что чиновники еще раз скорбно установили, что «участок 16а огорожен сплошным забором по урез воды озера Лассылампи». Игорю Бейленсону явно не нравилось внимание проверяющих инстанций к его забору, и он всеми силами пытался отбиться от непрошеных гостей.
Так, в распоряжении редакции имеется письмо и. о. начальника Управления Росреестра Всеволожского района к своему тогдашнему начальнику Александру Низовскому (ныне – глава администрации Всеволожского района), в котором чиновница объясняет, что перенесла проведение проверки земельного законодательства по просьбе И. А. Бейленсона, который «сломал нижнюю конечность». Каким образом этот факт мог помешать Росреестру проводить проверку, непонятно, но просьбу отца Цепова уважили. А потом проверки и вовсе заглохли.
Нефтяник расширяется
В 2010-х гг. семья Бейленсонов продала полуостров и прилегающий участок Шишкину. В 2017 году новый хозяин решил наконец исправить недостатки в документах и оформить участок как ИЖС. Власти Токсово поспешили ему в этом помочь, а заодно решили перевести в ИЖС соседний, пока еще свободный берег озера, значащийся в генплане как «земли рекреационного назначения». В проекте изменений в генплан, который администрация попыталась протащить весной-летом 2017 года, эта рекреационная зона площадью 1,2 га фигурировала почему-то под тем же кадастровым номером, что и участок Шишкина! Жители обратились в администрацию с жалобой на мошенничество.
Коттедж и участок Андрея Шишкина на берегу озера в Токсово
Мало того, что на берегу был незаконно сформирован новый участок, так он при этом еще и выдавался за участок нефтяника, что позволяло предположить, что афера задумана в его интересах. Если бы Шишкину удалось ее осуществить, он бы отрезал от берега еще несколько соседних участков. Таким образом, власти не то чтобы игнорируют полуостров на Лассылампи: они действуют даже очень активно.
Помимо прочего, жители написали жалобу на берегозахват во Всеволожскую прокуратуру. В декабре 2017 года к одному из авторов писем Михаилу Палагину обратился один из героев жалоб – сосед Шишкина Владимир Мутохин – и настоятельно порекомендовал Палагину отозвать свое заявление. Михаил попросил конкретизировать, какое именно заявление нужно отозвать. И тогда Мутохин прислал ему на электронную почту фотографию его заявления во Всеволожскую прокуратуру! Напомним, что передача кому-либо, а тем более герою жалобы, личных данных заявителя – это уголовное преступление. Но где прокуратура, а где Роснефть!