Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Меня деловито убивали

16 января 2018 20:18 / Политика

Вооруженное нападение на человека в маске Путина: много версий, мало шансов.

Полгода назад дорожный рабочий из Петербурга 45-летний Владимир Иванютенко начал ходить на акции протеста. Участникам массовых уличных выступлений он хорошо запомнился маской Путина. А накануне Нового года на Иванютенко напали. Серьезные ножевые ранения не привели к смерти только из-за промашки злоумышленников – не задели сердце. По мнению потерпевшего и его друзей, это покушение на убийство – расплата за оппозиционные взгляды.

«Ну что, пошли»

27 декабря, около 6.15 утра, Владимир Иванютенко шел по улице Лени Голикова маршрутом, которым обычно ходит на работу. Но в тот день он торопился в поликлинику. Было темно и безлюдно.

«Вдруг я понял, что меня кто-то догоняет сзади, и посторонился, чтобы пропустить человека, – говорит мужчина. – Через секунду услышал треск в области правого уха и почувствовал боль. Схватил за руку нападавшего и увидел электрошокер. Тут подскочил второй человек. Он пытался достать меня боевым ножом. Начал защищаться от него. Но его напарник постоянно мне мешал, пытался связать руки, чтобы помочь товарищу. В итоге я стал отступать, в какой-то момент зазевался и пропустил удар ножом, который пробил мне печень и селезенку. Отступая, я поскользнулся, упал на спину, продолжил отбиваться ногами. Тут нападавший с электрошокером придержал меня все-таки. В это время его сообщник ткнул меня второй раз ножом в область сердца. После чего человек с электрошокером (по моему впечатлению, он был старшим в этой парочке) спокойно, по-русски, без акцента, сказал: «Ну что, пошли». Они развернулись и быстро ушли. Вся схватка продолжалась минуты три, не больше».

Случайный прохожий вызвал полицию и скорую. Полицейские прибыли первыми и успели опросить потерпевшего до приезда врачей. Он запомнил нападавших. Обоим на вид 40–45 лет. Лица европейского типа. Первый крепкого телосложения, рост около 185 см, темная куртка и брюки, черная шапка. Второй худощавый, рост около 175 см, синяя куртка, темные брюки, темная вязаная шапка.

Владимир Иванютенко на одной из акций протеста // Фото: vk.com

«Они ничего у меня не взяли – ни деньги, ни телефон, – подчеркивает Владимир. – Даже не поинтересовались, есть ли у меня при себе что-то. Нет, меня деловито убивали. Были бы профессионалы, я не говорил бы с вами сейчас. А эти косорукие, потому и промахнулись».

Около 7 утра 27 декабря скорая доставила раненого в больницу им. Костюшко, где выяснилось, что ему повредили печень, селезенку и межреберную артерию в области сердца, нанесли многочисленные порезы и ушибы. Медики спасли пациента и 10 января выписали. Утром того же дня в больнице Иванютенко впервые допросил следователь. Уголовное дело возбудили по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с применением оружия».

Белая ворона

«Я простой дорожный рабочий в крупной компании, – рассказывает о себе Иванютенко, – но там таких белых ворон всего две: я и водитель. Поговорить всерьез не с кем. У многих людей сегодня никаких интересов в жизни, кроме как поспать-поесть. Духовный голод они утоляют телевизором. А что там? Киселев, Соловьев и иже с ними. Катиться с горы намного легче, чем взбираться в гору».

Дорожный рабочий со школьных лет считал себя бунтарем, в российской действительности с брежневских времен его возмущает многое, но оппозиционные взгляды оформились поздно. Давно не смотрит телевизор, много читает.

Посмотрев фильм ФБК «Он вам не Димон», 12 июня 2017 года Иванютенко впервые вышел на митинг с лозунгом «Требуем ответа». Сблизился с людьми из «Артподготовки» – эту организацию в октябре запретили на территории РФ, но отношения между людьми сохранились. До сих пор на митинги и пикеты Иванютенко выходит с бывшими соратниками.

«Мы против Путина и несменяемости власти, – объясняет он. – Наша цель – смена власти с последующими нормальными выборами, где будет множество кандидатов, у каждого своя программа. Словом, не то что сейчас: выборы Путина, а не выборы президента. Несмотря на фамилию, я русский. В интернете появлялись мои фотографии на фоне украинского флага. Я носил желто-голубую ленточку. Никогда не скрывал симпатий к Украине и украинской революции, которую считаю шагом вперед. Уверен, что мы, россияне, должны повторить то, что сделал украинский народ. Единственный вариант – это украинский, потому что Путин власть просто так не отдаст».

Джентльмен с выпученными глазами

Даже адвокату Иванютенко до сих пор неизвестно, какие версии отрабатывает следствие. До 9 января следственный отдел Кировского района был закрыт на каникулы. Лишь после них приступили к допросам, составили фотороботы, изъяли видео с камер наблюдения. Сам потерпевший рассматривает несколько причин покушения.


Вечером 26 декабря, накануне нападения, Иванютенко с единомышленниками стоял в одиночных пикетах на Невском проспекте, с плакатом о том, что, голосуя за Путина, россияне получат нищенские зарплаты и цинковые гробы из Сирии и с Украины.


«Из здания с буквами «Газпром» на крыше вышел мужчина в костюме и синей куртке, видимо, сотрудник охраны, – вспоминает Владимир. – Он в ультимативной форме потребовал, чтобы я прекратил одиночный пикет, для которого по закону не нужно разрешение. Пугал, что он бывший оперативник, 23 года отработал в органах, вызвал полицейских, но те забирать меня отказались – оснований не было. Это привело охранника в бешенство. Тем более я довольно грубо с ним разговаривал. Назвал его джентльменом с выпученными глазами, что он воспринял как страшное оскорбление. Дошел до моих товарищей, которые снимали перепалку на видео, им тоже учинил скандал».

Иванютенко не может отбросить версию, связанную с сотрудником Газпрома, по двум причинам: нападение случилось через 11–12 часов после этого конфликта. Узнать, что пикетчик утром 27 декабря собирается в больницу, можно было, отсмотрев видео с камер наблюдения. По словам Иванютенко, они пишут не только картинку, но и голос. А он во время пикетирования говорил по телефону о планах на завтра.

Нет ли за тобой хвоста?

Однако первое, что пришло на ум раненому 27 декабря и о чем он твердил в реанимации: НОД или «новороссы». Иванютенко уверяет, что и те и другие ранее часто выражали недовольство его политическими взглядами, позицией по Украине, Крыму и Сирии. Неоднократно угрожали ему и в сети, и в жизни.

«На всех уличных акциях нодовцы подходили и требовали, чтобы я снял свою майку, – продолжает Владимир. – Однако до сих пор у меня с ними были только словесные перепалки, не более того. НОД – трусоватая банда, которая мало на что способна. Бойцовские качества, по-моему, им не присущи. Хотя я уже ничего не исключаю. Может быть, есть и у них какая-то силовая группа. Конкретных угроз я не получал ни от кого. Но «новороссы» в соцсетях мне не раз писали: «Это жирное чмо нас грязью поливает», «За что мы в Горловке кровь проливали?», «Этого жирного борова надо давно посадить на ножи». Один мой товарищ, бывший опер, как-то спросил меня: «А ты следишь, когда ходишь по улице, нет ли за тобой хвоста?» Я на него глаза выпучил: «Зачем? Я ж не Ходорковский, не Немцов». Считал, что мой статус рядового человека позволяет мне надеяться, что никто на меня реально не нападет».

«У Иванютенко нередко случались конфликты с участниками НОДа, включая Тимура Булатова, но опасность спланированного нападения ни от него, ни от других членов НОД не исходила, – вспоминает подруга Владимира Диана Ретинская. – Исключать ничего не могу. Но, как мне кажется, нападавший скорее из числа профессиональных наемников, воевавших на Украине на стороне сепаратистов».

«Война порождает таких людей в массовом количестве, их главное оружие нож, они без него не ходят, – подтверждает и адвокат потерпевшего Владимир Беляков. – Мне нападение на Иванютенко напомнило историю в мае 2014 года. Тогда бывший охранник из Гатчины Руслан Псеуш, ранее воевавший на Украине на стороне «ЛНР», напал на Мирослава Романова, стоявшего в одиночном пикете на Невском проспекте с плакатом «Требуем признать сталинскую депортацию народов преступлением, а ее организаторов и участников – военными преступниками». Псеуш заявил: «Нельзя стоять с таким плакатом, Крым – наш!» Распорол плакат ножом и им же ранил Мирослава. Нападавший был задержан, уголовное дело возбудили по хулиганству, и, несмотря на то что в кармане у Псеуша лежал билет (он вновь собирался на Украину), его отпустили под подписку о невыезде. Псеуш скрылся от полиции, ушел от суда. А в августе 2014-го стало известно, что он участвует в боевых действиях на юго-востоке Украины. Сколько таких воинственно настроенных «новороссов» сегодня в Петербурге? Мы будем настаивать на том, чтобы следствие тщательно проверило все соцсети (кто, что, когда писал Иванютенко) и отработало все версии».

Сейчас Владимир Иванютенко сменил место жительства. На акции протеста пока не ходит. В то, что нападение будет раскрыто, не верит.


Максим Славин, глава пресс-службы НОД:

– Утверждать, конечно, ничего не стану. Отвечать за всех людей в нашей организации никто не может. Ситуация политическая сегодня очень тяжелая. Но НОД всегда за то, чтобы соблюдать закон. Правда на нашей стороне, и нам незачем идти на какие-либо провокации. Тем более вооруженные нападения на оппозицию, которая состоит из большого количества молодых и спортивно подготовленных людей, странны для НОД, поскольку большинство наших сторонников – люди серьезного взрослого возраста. Силовые методы – это не наш стиль. Наши враги не люди, а документы, которые были подписаны в незаконных условиях в 90-х годах, под выстрелы по Белому дому. Это главная наша проблема. Пусть правоохранительные органы разбираются. Судебная система выносит вердикт. Только после этого будем обсуждать, кто к чему причастен.

P. S.: получить комментарий от Газпрома не удалось: пресс-служба компании не владеет информацией об инциденте 26 декабря 2017 года.