Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

И двойной учет, и раздвоение сознания

12 февраля 2018 09:54 / Общество

На берегу Финского залива, в районе поселка Озерки, обнаружился участок с двойным кадастровым учетом.

По одним документам – лесной фонд в госсобственности, по более поздним – сельхозугодье в частной собственности. Причем владельцы документов «сельхозверсии» уже распродают его под застройку. Столь разные версии по участку представил один и тот же человек – председатель Комитета по природным ресурсам Евгений Андреев. (9 февраля 2018 года на эту должность был назначен Виктор Чикалюк, а Андреев возглавил Комитет государственного финансового контроля Ленинградской области. – Прим. ред.)

В октябре прошлого года, отвечая на запрос жительницы Озерков Марии Масленниковой, Андреев сообщил, что участок на берегу залива с озером внутри «находится вне границ лесного фонда». Однако другой житель Озерков, Анатолий Ефремов вел собственную переписку с КПР по тому же участку. И – удивительное дело! – на этот раз версия председателя комитета оказалась иной. В ответе Ефремову Евгений Андреев подтвердил, что участок 47:01:1314001:475 является лесным фондом в составе 30-го квартала Рябовского участка Рощинского лесничества. После того как Комитет госэконадзора Ленобласти заявил о двойном учете и двойной собственности, выборгский прокурор в прошлом году даже попытался через суд вернуть его государству. Но весь этот праздник законности закончился ничем.

История «хапка в Озерках» повторяет историю присвоения сельских лесов по всей Ленинградской области. Сельские леса – это участки лесного фонда, некогда переданные во временное пользование сельхозпредприятиям для заготовки древесины. Из лесного фонда они не выводились, и в 2005 году было выпущено распоряжение правительства РФ об учете их в качестве леса. Распоряжение не было выполнено вовремя, что позволило обогатиться многим правопреемникам бывших совхозов. Реорганизованные в ЗАО, они инвентаризировали свои земли, приписывая к ним сельские леса, которые им вовсе не принадлежали. Таким образом поступил и сельхозкооператив СПК «Рябовский» в Озерках. Сельхозугодьями стали и 18 гектаров соснового леса на берегу залива, где никогда не велось сельхоздеятельности. Он для этого и неудобен: часть участка занята озером, где нерестится щука. Однако для коттеджной застройки подходит как нельзя лучше.

Доказательство

Впрочем, ценность берега у Озерков подскочила не сразу. Сначала девелоперы выбирали участки поближе к Петербургу. И СПК «Рябовский» 15 лет не предъявлял на него свои права. В 2005 году ООО «Продовольственная компания «Русский стиль» договорилось с главой администрации Выборгского района Константином Патраевым о передаче ей берега для строительства «базы отдыха». Узнав об этом, жители Озерков забили тревогу. По их жалобе комиссия из представителей Росприроднадзора, Росимущества (тогда – Леноблимущество) и Роснедвижимости провела проверку и постановила, что акт главы администрации «неправомочен, так как участок находится на землях лесного фонда». Патраев не стал спорить и постановление отменил (все документы имеются в редакции). Тогда еще никакой СПК «Рябовский» на берег не претендовал. Однако это не помешает владельцам много лет спустя заявить в суде, что-де участок непрерывно принадлежал «Рябовскому» с начала 90-х годов.

Государство большое, обманывай сколько угодно

Времена изменились, цены на нефть взлетели, а ближние к городу свободные участки закончились. И тут в «Рябовском» вспомнили об активе, который в свое время забыли прибрать к рукам. В конце 2007 года все тот же глава района Константин Патраев передал им упомянутый участок на берегу в аренду. Что лишний раз подтверждает, что до этого СПК им не владел). Вскоре после этого арендатор поставил участок на кадастровый учет, уточнив границы, а в августе 2008 года приватизировал на льготных условиях, якобы для ведения сельхоздеятельности. Но ни единого дня ни до, ни после выкупа СПК «Рябовский» там не сеял, не пахал и не выращивал. А в 2015 году, когда рыночная цена подросла, кооператив продал берег семье Нвард Барсегян, которая и занялась его нарезкой и распродажей. Добавим, что это был далеко не единичный лесной гешефт СПК «Рябовский».


В Озерках государство дополнительно обманули еще раз: в 2008-м берег был оформлен в собственность вместе с береговой полосой, хотя Земельный кодекс запрещает это с 2006 года.


Таким образом, у государства украли и берег, и лес (который продолжал числиться в лесном реестре, и за его обслуживание лесничие получали зарплату). В 2011 г. государство наконец оформило свою собственность в установленном порядке. Впрочем, в соответствии со сложившейся судебной практикой даже отсутствие такой регистрации не отменяет имущественных прав РФ. Если нерасторопные чиновники не успели вовремя оформить бумажку о собственности нового образца, права РФ доказываются массивом лесоустроительных документов прошлых лет. К тому же, заметим, фиктивный собственник на тот момент – земельный перекупщик СПК «Рябовский» – не оспорил в суде установление государственной собственности. В свете последующих событий это тоже важно.

Появившиеся в 2015 г. новые хозяева начали активные действия по конвертации леса в деньги. Появился баннер о продаже участков. В 2016–2017 годах в лес и прямо по берегу протянули незаконную ЛЭП (Рощинское лесничество составило акт о нарушении). По документам собственницей участка 47:01:1314001:475 площадью 18,8 га является Нвард Барсегян. Однако живьем Нвард Абраамовну никто не видел. Работами распоряжается ее коллега Алик Аракинян, который тоже представляется собственником. В 2016 г. Анатолию Ефремову удалось привлечь к борьбе за лес Объединенный народный фронт и депутата ЗакСа СПб Олега Капитанова, после чего дело наконец сдвинулось. Комитет по природным ресурсам, Комитет госэконадзора и Ленинградская областная прокуратура признали, что имеет место двойной учет земель и нарушение прав Российской Федерации. В феврале 2017 г. Выборгская городская прокуратура предъявила иск об аннулировании фиктивного кадастрового учета и об истребовании участка из незаконного владения Нвард Барсегян.

Космоснимок участка. Желтой и красной линией обозначен маршрут ЛЭП

Но дальше запала у чиновников не хватило. Иск защищался крайне слабо. Впрочем, как и почти все иски о восстановлении имущественных прав государства. Представитель собственницы заявил, что прокурор пропустил срок исковой давности, а истец и не возражал. Такое ощущение, что прокурору хотелось поскорее проиграть, чтобы покончить с этим утомительным процессом.

В сентябре прошлого года суд отказал в удовлетворении иска. Истец даже не обжаловал решение в областном суде! А когда делегация жителей Озерков пришла к нему на прием в январе 2018 г. с просьбой продолжить борьбу, прокурор Василий Шилин предложил им самим (!) заказать независимую экспертизу о принадлежности участка к лесному фонду.

А Евгений Андреев, как только процесс был проигран, в очередном ответе открестился от своего леса. Теперь он его лесом не считает.

Тем временем в центре скандального участка на кадастровой карте уже образовалось пять новых участков, относящихся к землям населенных пунктов! По ним ведомства сразу заявили, что это не лесной фонд. Хотя они находятся в центре лесного массива и дороги к ним нет. Видимо, тут владельцы заметали следы более тщательно. А нерестовое озеро, о котором речь шла в начале, как выяснилось, в реестре водных объектов Невско-Ладожского бассейнового водного управления не значится. Значит, его можно спокойно засыпать.