Победа со слезами на глазах
История со строительством развязки к Экспофоруму рядом с мемориалом погибшим воинам на Петербургском шоссе у реки Пулковки, похоже, подходит к концу: работы на участке не возобновлены, развязку планируется перепроектировать.
Бульдозеры ушли
Скандал разгорелся почти полгода назад: 22 сентября историк, член Русского географического общества Александр Скробач ехал по Петербургскому шоссе и увидел на пересечении шоссе и реки Пулковки бульдозеры и экскаваторы. Рядом с этим местом находится братское захоронение, где стоят плиты с именами 122 бойцов, поэтому Скробач сразу позвонил поисковикам. В ночь на 23 сентября они приехали на место и обнаружили, что в земле, вспаханной бульдозерами, видны человеческие останки, валяются предметы воинского снаряжения – каска, часть гранаты, подсумок, патроны. На следующий день поисковики позвонили в администрацию Пушкинского района, в полицию и Следственный комитет. Работы были приостановлены. Шум поднялся мощный: к мемориалу приезжали представители СК, журналисты, активисты.
Тогда городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры сообщал, что на территории, где обнаружены останки и предметы времен Великой Отечественной войны, дирекцией транспортного строительства проводились «подготовительные работы, в том числе изыскания в рамках развития транспортной доступности крупнейшего выставочного центра города "Экспофорум"».
При этом в отделе военного комиссариата Колпинского и Пушкинского района находилась учетная карточка братского захоронения № 282 от 1 ноября 2011 года. Местом захоронения значилось Старое Пулковское кладбище бывшего села Большое Пулково: Петербургское шоссе, 2-й км (пересечение шоссе и р. Пулковка), северный склон Пулковской горы, 20 м от дороги слева. В КРТИ же утверждали, что официальных данных о зарегистрированных воинских захоронениях в границах производства работ нет, а все земельные участки находятся в частной собственности.
В 2016 году на месте нынешних строительных работ появился мемориал – девять плит с именами солдат
Однако после скандала работы на участке так и не возобновили. «Военный комиссариат, представители поисковых отрядов, историки провели работу по уточнению всей информации по этому захоронению, – рассказывает помощник начальника отдела военного комиссариата Колпинского и Пушкинского района Игорь Ткачук. – Вскрывались всё новые архивные документы, и в итоге в распоряжение военкомата была представлена карта Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, датированная 1939 годом, хорошего качества. Раньше мы не могли ее получить».
Карта (в подлинности которой Ткачук не сомневается) оказалась важной находкой: раньше при определении границ воинского захоронения в комиссариате отталкивались от территории бывшего дореволюционного приходского кладбища церкви Смоленской Иконы Божией Матери села Большое Пулково. А на найденной новой карте, по словам Ткачука, были указаны границы гражданского кладбища по состоянию на 1939 год: и они были больше. Это существенно, потому что, как говорит специалист, в именных списках указано, что хоронят бойцов на Пулковском кладбище.
«Когда мы начали работать со списками, то нашли точные координаты захоронений – они прямо попадали на северную границу большого прямоугольника кладбища (по карте 1939 года). Поэтому учетная карточка была переработана военкоматом и местной администрацией МО поселок Шушары», – добавляет Ткачук.
Тут не должен быть грязный пустырь
12 февраля депутату ЗакСа Борису Вишневскому пришел ответ на его обращение от КРТИ. «В нем указано, что поисковые работы, которые они должны были провести, так и не проведены, – рассказывает депутат. – Предыдущий конкурс отменен, а в феврале будет новый конкурс, в рамках которого хотят еще раз уточнить границы захоронений. Также сообщается, что срок строительства развязки сдвигается на 2019 год (до этого назывался май 2018-го. – Ред.) и что по местам захоронений она не пойдет ни при каких обстоятельствах».
«Новой» в КРТИ сообщили, что новая учетная карточка захоронения должна быть направлена в КГА. «Отметим, что для перепроектирования трассы важно точно определить не только границы самого захоронения, но и охранную зону вокруг него. Кроме того, на данной территории расположено старое Пулковское кладбище, границы которого также должны быть уточнены. КРТИ в ближайшее время намерен запросить исходную документацию по объектам в КГА и КГИОП. После получения уточненных сведений об их границах будет выполнено перепроектирование развязки».
Ткачук сообщил, что письма в несколько ведомств, в том числе в КГА и КРТИ, он уже отправил.
«Мы не ожидали, что все так завершится: были уверены на 90%, что ночью туда приедут экскаваторы, разрушат все и поставят забор», – делится Ткачук. По его мнению, свою роль сыграла и огласка проблемы прессой и политиками: «И коммунисты, и демократы, и либералы участвовали: все забыли про разногласия. Видимо, люди помнят, что такое блокада и чего все это стоило. По спискам ленинградцев (а там же в основном похоронена 189-я стрелковая дивизия, бывшая дивизия народного ополчения) читаешь: видно, что погибли тут в основном добровольцы – они даже военную присягу не принимали. Шли на фронт и умирали».
Александр Скробач говорит, что эта история еще не закончена: правильным будет создание на этом участке мемориального кладбища. «Там есть небольшой памятник, но за ним никто не ухаживал в течение нескольких лет, территория заброшена. Надо сделать так, чтобы это был не грязный пустырь с вывороченными костями, а место, которому глаз радовался бы. Власть до сих пор не может сделать последний шаг – облагородить кладбище, выделить на это деньги, ресурсы. А так, конечно, мы победили. Но это победа со слезами на глазах».