Крик заклеенных ртов
Почему дети становятся жертвами агрессии со стороны учителей?
Три скандальных инцидента в школах Петербурга и Ленобласти получили громкую огласку за последнее время. В первом случае учительница шариковой ручкой на лбу восьмилетнего ученика написала слово «дурак». Во втором, по рассказу 11-летнего мальчика, на перемене в коридоре его поймал преподаватель и не менее трех раз ударил головой о стену. В третьей школе, по версии следствия, молодая учительница заклеивала первоклассникам и второклассникам рты скотчем за болтовню на уроках. Что происходит в школе?
Садист скрытый?
ЧП в Кузьмоловской средней школе № 1 стало поводом для возбуждения ГСУ СК РФ по Ленобласти уголовного дела по ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» в отношении учителя алгебры и геометрии 70-летнего Владимира Шклярника. 7 февраля в ведомстве журналистам сообщили: «Шклярник на почве неприязненных отношений схватил за горло малолетнего мальчика и ударил не менее трех раз головой о стену». А уже 9 февраля областная прокуратура прекратила это дело за отсутствием состава преступления. Мама пострадавшего ребенка возмущена и намерена обжаловать решение надзорного органа.
О том, что с ним стряслось 6 февраля на перемене после первого урока, пятиклассник Даниил Казаков рассказал не сразу. В машине, на которой мама встречала его из школы, ребенок на удивление быстро уснул. А вечером почувствовал недомогание – головокружение, рвоту, головную боль. Тогда он и посвятил мать в подробности происшествия.
– Мы с одноклассниками играли на перемене в догонялки. Дежурный учитель поймал меня спереди за шею и ударил затылком о стену, – объясняет Даниил. – Три раза я точно помню, больше не помню. После ударов у меня искры из глаз посыпались. Потом меня вырвало на втором уроке, на четвертом получше стало, а дома – совсем плохо.
Мать немедленно повезла сына в больницу, где врачи поставили диагноз: «Сотрясение головного мозга» и назначили лечение.
Владимир Шклярник в интервью «Новой» опроверг рассказ мальчика:
– Обычный рядовой случай, а мне приписывают какие-то зверства! У меня и мысли не было его ударить! Я столько лет проработал в школе. Я что, садист скрытый? Отловил и избил бедного ребенка? Я стоял в коридоре, в метре от стенки. Он бежал между мной и стенкой. Я его рукой остановил. Но когда останавливал, он прижался к стене. Я его спросил: «Помнишь ли ты, что бегать по школе нельзя?» Ученик ничего не ответил. Я его отпустил. Он пошел к своим друзьям. Сидел на всех уроках, последним была физкультура, все упражнения выполнял нормально.
Владимир Шклярник // Фото: личная страница в Facebook
– Даниил утверждает, что головой к стене вы его «прижали» не менее трех раз.
– Тут очень трудно оценить. Но то, что он бежал возле стены, не предполагает, что можно нанести ребенку серьезную травму – сотрясение мозга. Сильного удара не было.
Директор Кузьмоловской средней школы № 1 Наталья Борцова полностью поддерживает педагога:
– Была проведена внутренняя проверка и расследование прокуратуры. Этот факт не подтвердился. У нас на руках есть постановление Всеволожской городской прокуратуры о прекращении уголовного дела, – заявила «Новой» директор.
7 февраля, пока следователи допрашивали потерпевшего и его одноклассников, в школе тоже не сидели сложа руки. Сняли видеозапись с уличной камеры наблюдения, на которой увидели, как 6 февраля, после уроков, Даниил прыгает с друзьями в снег. Без врача поняли: вот что стало причиной сотрясения мозга! Потом нашли старшеклассников, которые тоже якобы присутствовали при инциденте, но не видели, чтобы учитель бил ученика. Председатель комитета по образованию Всеволожского района Ирина Федоренко дала характеристику Владимиру Шклярнику: «Опытный педагог и уважаемый человек. Всегда выдержанный и тактичный». После этого прокуратура и отменила решение СК об уголовном разбирательстве.
– То, что сын сходил на физкультуру, – абсолютно не показатель того, что он был здоров, цел и невредим, – возражает мама Даниила Мария Челикина. – Просто так диагноз в больнице ему бы не поставили. Мы уже вторую неделю лечимся. Ребенку действительно плохо. Если бы сын получил травму, когда прыгал в снег, камера засняла бы это: он бы схватился за голову, сделал еще что-то… А ничего такого на видео нет!
Одноклассников, которые играли вместе с Даней в школьном коридоре, следователи допрашивали при мне. Все трое говорили одно и то же: его ударил учитель.
– Самое странное для меня, что разбираться перестали уже 9 февраля! – Мария поднимает вверх указательный палец. – Если нечего скрывать, зачем так срочно закрывать уголовное дело? А мне из школы ни разу никто не позвонил. Не поинтересовались даже, как чувствует себя ребенок. Шклярник везде говорит, какой он хороший учитель, и преподносит произошедшее как случайность. Но если из-за тебя, пусть по неосторожности, пострадал ребенок, почему ты нигде ни разу за это даже не извинился? У сына уже был со Шклярником подобный случай в сентябре 2017 года, точную дату не помню. Один раз он замещал у них учителя математики. Тогда Шклярник таскал Даню за шкирку, ставил в угол. Классная руководительница мне сразу рассказала об этом. Я спросила: как вы разбираетесь в этой ситуации? Она ответила: «Никто не будет разбираться, вы же понимаете, он бывший директор, с ним никто ничего сделать не может».
Птица Феникс
9 февраля в правоохранительные органы обратились родители младшеклассников петербургской средней школы № 474. Они сообщили о нестандартных методах воспитания детей. Как стало известно «Новой» из источников, близких к следствию, учительница начальных классов Наталья Макаринская канцелярским скотчем заклеивала рты ученикам, которые – по ее мнению – слишком много болтали на уроках. Накануне один из второклассников, придя домой из школы, пожаловался на это родителям. После того как родители забили тревогу, следователи выяснили, что не только этот школьник пострадал от рук педагога, но и многие другие ученики в классе, время от времени раздражавшие Макаринскую на протяжении последних двух лет. Ровно столько учительница с четырехлетним стажем работает в школе № 474. Ее директор Ирина Николаева получила выговор за то, что не пресекла средневековые практики молодого педагога.
Эксперты считают, что всем детям – и непосредственно пострадавшим, и наблюдавшим за процессом – нанесен моральный вред. Сейчас специалисты районного психолого-медико-педагогического центра занимаются с младшеклассниками. Сколько времени потребуется на восстановление их психического здоровья – неизвестно.
Наталья Макаринская // Фото: 474shkola.siteedu.ru
– 10 февраля мы начали доследственную проверку по факту полученных сведений об учительнице, заклеивавшей ученикам рты скотчем. По предварительной версии, таким образом она наказывала их за разговоры на уроках, – прокомментировал «Новой» старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Петербургу Сергей Капитонов. – Если в течение двух недель эти данные подтвердятся, будет возбуждено уголовное дело.
Наталья Макаринская в тот же день ушла на больничный. А директор 474-й школы 10 февраля, в неучебную субботу, провела родительское собрание в начальных классах. После него родители стали отказываться от общения с прессой.
Накануне, 9 февраля, городской комитет по образованию Петербурга отрапортовал: «Администрация школы № 474 приняла решение об увольнении педагога за жестокие методы воспитания. Учитель не просто применил непедагогичный метод воспитательной работы, но и совершил аморальный поступок. Это дало директору все основания для принятия соответствующего кадрового решения».
– Чиновники опережают события. Мы до сих пор не можем уволить Наталью Макаринскую, поскольку она еще не вышла с больничного, – 19 февраля уточнили «Новой» в канцелярии образовательного учреждения. – Но скорее всего, руководство так и поступит. Директор школы, пока идет следствие, не дает никаких комментариев.
Наталья Макаринская тоже отказалась от разговора с «Новой». 13 февраля она обновила аватарку на своей странице в соцсети «ВКонтакте». Рисунок роковой женщины в красном сопровождает подпись: «Я – птица Феникс. Восстаю из пепла среди обломков рухнувшего мира…»
Дурак
Увольнение Макаринской предсказуемо, если следствие докажет ее вину. По такому же сценарию развивались события несколько месяцев назад в петербургской школе № 684. Учительницу начальных классов Ольгу Алферову увольнением по статье «Нарушение педагогической этики» наказали за издевательство над восьмилетним мальчиком. Эта запись в трудовой книжке для преподавателя с двумя высшими образованиями и 15-летним стажем – как минимум серьезный минус, максимум – уход из профессии.
21 сентября ученики второго класса на переменах шариковыми ручками рисовали себе на руках шутливые татуировки. Алферовой игра не нравилась. Несколько раз она делала детям замечания. Те не реагировали. Тогда учительница пригрозила: «Следующему, кто сделает подобное, – на лбу напишу «дурак».
Ольга Алферова // Фото: topspb.tv
Так и случилось. Не повезло второкласснику Алексею Воронцову. С «дураком» на лбу ребенок отсидел весь урок под насмешки и издевательства класса. Впрочем, родителям он ничего не рассказал. За него это сделала мама одного из одноклассников.
Шокированная мать Алексея Наталья Воронцова отправилась в школу. Затем написала жалобы в Минобрнауки, прокуратуру Петербурга и городской комитет по образованию. Директор школы № 684 Наталья Зверева приняла решение быстро: Алферову уволили в сентябре же. А 31 октября мировой суд признал учительницу виновной в административном правонарушении и оштрафовал на 1 тысячу рублей.
– Суд назначил минимальное наказание с учетом личности педагога и смягчающих обстоятельств: на иждивении у нее содержится несовершеннолетний ребенок, – объяснила «Новой» старший помощник прокурора Петербурга по связям со СМИ Юлиана Алексеева.
В суде Ольга Алферова публично извинилась:
– Я очень сожалею и раскаиваюсь в том, что я сделала. Я виновата перед людьми, перед школой, перед директором, перед коллективом, перед родителями очень виновата и перед этим ребенком. Приношу извинения всем. Я не знаю, как это получилось.
От слова к делу
– За последние два года от родителей поступает намного больше жалоб: в школах учеников унижают, оскорбляют, вспыхивают конфликты с педагогами, – подтвердила «Новой» петербургский детский омбудсмен Светлана Агапитова. – Из-за роста агрессивности и непонимания в образовательных учреждениях Минобрнауки РФ разработало «Кодекс профессиональной этики» для педагогов. Сейчас во всех конфликтных ситуациях руководители, принимая решение, ссылаются на него. Едва учитель перестал вести себя ровно, стал выходить из себя, неадекватно реагировать на поведение ученика – это уже повод для руководства школы принять меры.
Меры принимают, преподавателей увольняют, статистика школьных издевательств растет.
В последних словах учительницы Алферовой главный вопрос: как так получилось?
Что происходит с учителями, если их отношения с учениками пересекают границы допустимого? Насколько виноваты дети? Родители? Почему все чаще сегодня в России учителя переходят от слов к действиям?
Петербург в этом не уникален.
28 сентября в Рязанской области учительница несколько раз ударила старшеклассника книгой по голове за громкую речь на уроке. 10 ноября в Пермском крае педагог за непонятливость стукнула школьника по лбу учебником по духовной культуре. 22 января суд оштрафовал воспитательницу детского сада в поселке Айхал (Якутия), которая заклеивала рты скотчем четырехлетним детям. 2 февраля в Волгодонске учительница отрезала девочке прядь волос из-за того, что они были распущены…
Эксперты считают, что педагоги сегодня утратили авторитет. Ученики в разных формах и ситуациях ставят это им на вид. А учителя в ответ силовыми способами пытаются вернуть себе власть и контроль над положением, отвоевать потерянное пространство. Однако в школе пространство должно быть общим и комфортным для всех, иначе взаимные связи теряют смысл.
Возможно ли мирное сосуществование и деловое сотрудничество (контактирование) учителя и ученика в современной школе? Психологи и социологи сейчас активно обсуждают это, знают причины проблемы и потенциальные решения. Стоит прислушаться к ним и подумать: ведь в сентябре 2017 года в России за парты сели около 15,5 миллионов детей.
Марина Левина, президент благотворительного фонда «Родительский мост» (с 1996 г.), психолог, учититель русского языка и литературы (1983–1996 гг.):
– Большая беда в том, что в школах нет системной психологической поддержки для учителей. Психолог в школе (если он есть, хотя бы один, во многих школах они вообще сокращены сейчас) озадачен совсем другими проблемами – детскими. У него нет сил еще и на взрослых. Крайне необходима психологическая служба для поддержки педагогов, районная или городская, но лучше если она будет вынесена за пределы школы. Преподавательская работа связана с колоссальным напряжением, с меняющимися требованиями, со сложными детьми, родителями, иногда и руководителями. Учитель – слуга не двух господ, а огромного количества людей. Порой он не может совместить многие интересы одновременно, бывает, что они просто несовместимы.
Раньше школа была наполнена иными смыслами: воспитательная среда, этика, истинные ценности. Сегодня она превращается в сферу услуг, где педагог – просто урокодатель. Дал материал – свободен. Человеческий фактор уходит. Учитель перестал быть учителем в настоящем смысле. Он стал человеком, оказывающим услугу, за которую ему платят, да еще и не очень хорошо. Многие учителя переживают серьезный внутренний личностный кризис. Учителей перестают уважать, потому что они перестали уважать себя. Сейчас образование построено так, что педагог находится в состоянии конфликта с собой. Он чувствует себя маленьким ненужным винтиком в огромной системе.
Увольнение учителя – не решение проблемы. Но с другой стороны, очень мало рычагов воздействия на преподавателя. Впрочем, таких рычагов мало и у педагога по отношению к ученику. А дети бывают разные: они могут иметь психические расстройства, заболевания, травмы, переживать стресс дома, в семье. Ребенок ведет себя соответственно своей личной ситуации, учитель становится ее заложником.
Татьяна Шманкевич, ассоциированный научный сотрудник социологического института ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник факультета социологии СПбГУ, кандидат социологических наук:
– Современная школа – весьма закрытая организация. Существуя в сложных условиях общественной агрессии, школы стали запираться семью замками, оборудоваться металлодетекторами. Даже родителям трудно пройти через все кордоны. Это не могло благоприятно повлиять на эмоциональную атмосферу в школе. На первый взгляд, учеников и учителей вроде бы защищают. Однако чем более закрытой и непрозрачной системой становится школа, тем проще там совершать акты насилия и несправедливости. Закрытая система провоцирует на закрытые порядки.
А каково отношение к труду учителя? Современное общество приучает ребенка уважать лишь человека успешного, упрощенно ставя знак равенства между успешностью и богатством, а педагоги чаще бедны.
Нельзя забывать, насколько сложна современная детская аудитория. Одна учительница мне рассказывала: «Да, я тряхнула ребенка. Но что делать? Он так меня вывел! А перед этим у меня было еще несколько сложных уроков. Пришла мама. Я ей объясняю: «Понимаете, ваш ребенок вел себя неадекватно, я потеряла контроль над собой». Мама отвечает: «Не надо мне объяснять, какой трудный ребенок. Я с ним задачу решаю – хочу его прибить, а вы не имеете права, потому что вы учитель».
Понятие о правах ребенка предполагает определенный правовой и культурный контекст. У нас же право стало оружием против «другого». В результате во многих школах идет «гражданская война». Это очень страшное явление, когда каждый думает только о своих правах: ученик, учитель. А общего языка и общего дела нет.
Школа всегда зеркалит то, что происходит в обществе. А в России ее вовлекают в дискурс обязательного патриотического воспитания, заигрывания с православием. Создается искусственная мракобесная ситуация и в обществе, и в школе, которой не до решения настоящих проблем, а среди них и нахождение доброго уважительного языка между школьниками и учителями.
В той массовой школе, которую мы имеем сейчас, проблемы насилия не решить. Нынешний тупик школьного образования в несоответствии между кардинально изменившимся миром и ригидной классно-урочной системой, придуманной Яном Амосом Коменским, правила и иерархии которой все еще преобладают в школьном пространстве. В этом смысле и школьники, и учителя – заложники устаревшей системы. А загнанные в угол либо апатичны, либо агрессивны.