Деньги потрачены, а в заказниках хоть трава не расти
Комитет по природным ресурсам Ленобласти израсходовал 6 млн рублей на проекты 17 новых заказников, ни один из которых так и не создан.
Для создания особо охраняемой природной территории (ООПТ) требуется проект: как ни парадоксально, но, чтобы ввести мораторий на застройку и вырубку, нужно еще доказать, что он полезен и… не повредит природе. Проекты в заповедном деле называются материалами комплексного экологического обследования территории (МКЭО), их выполняют ботаники, зоологи, дендрологи, гидрологи, экологи и т. д. Естественно, такие проекты стоят немалых денег, в абсолютном большинстве случаев – бюджетных. Единственный проект, выполненный на деньги общественности – для ООПТ Токсовские леса и озера в 2014 году, – так и не стал прецедентом, потому что заказник тоже до сих пор не создан.
На сегодня потрачено не менее шести миллионов бюджетных средств на проекты ООПТ, которые заказывал сам комитет. Согласно публичной информации с сайта госзакупок, в течение 2013–2017 годов в КПР было проведено комплексное экологическое обследование планируемых заказников.
- Термоловский, Долина реки Смородинка, Морье, Приневский, 2013 г.
- Приграничный, 2014 г.
- Южное Приладожье, Можжевеловые сообщества Шурягский нос, 2014 г. (сумма 750 тыс. руб.)
- Гогланд, 2014 г. (350 тыс.)
- Карельский лес, Кузнечное, 2015 г. (580 тыс.)
- Ивинский разлив, 2015 г. (600 тыс.)
- Поддубно-Кусегский, 2015 г. (710 тыс.)
- Медный Завод – р. Черная, Ямницкая чисть, 2015 г. (530 тыс.)
- Ящера-Лемовжа, 2015 г. (395 тыс.),
- Старовозрастные леса верховьев р. Колпь, 2016 г. (560 тыс.)
- Ижорские ельники, 2016 г. (530 тыс. руб.)
Но ни один из этих заказников до сих пор не создан. Более того, в 2017-м – в Год экологии – в Ленинградской области не появилось вообще не одной новой особо охраняемой природной территории. Между тем такие проекты в современных российских условиях – продукт скоропортящийся. И затягивание создания заказников на 3–5 лет чревато тем, что в итоге они будут созданы в сильно урезанном виде либо не созданы совсем. Классический пример – появившийся (наконец-то!) в конце прошлого года федеральный национальный парк «Ладожские шхеры», создание которого длилось около 20 лет, в течение которых сменилось три (!) проекта. И все три – за бюджетные деньги. Самый последний, изготовленный в 2009 году, к моменту фактического создания тоже успел устареть и нуждался в корректировке. Многие территории лесного фонда, входившие в нацпарк, оказались по факту либо уже вырублены, либо переданы в аренду под лесозаготовки.
Еще хуже сложилась судьба участков, которые на бумаге значились землями сельхозназначения, хотя по факту были лесом (неизвестно, насколько законно, но такие участки оказались даже на островах). В течение 2010-х годов эти участки бурно распродавались правительством Карелии и муниципалитетами под частную застройку. В итоге, когда общественность все-таки добилась от Правительства РФ постановления о создании нацпарка (в качестве подарка к уходящему Году экологии), он оказался похожим на решето. Из прежнего проекта пришлось вырезать многочисленные участки, ставшие частными. Несомненно, в ближайшее время они будут застроены. И все это цена медлительности чиновников. К сожалению, такой способ сохранения территории, как резервирование земель под будущую ООПТ, ни в Ленинградской области, ни в Карелии на практике не применяется.
Все идет по плану, один уже выбросили
В комитете наши опасения по поводу напрасно выброшенных денег опровергли. Как сообщил зампредседателя Константин Остриков, в случае «изменения природных и иных характеристик» территорий повторного обследования не потребуется: «В этом случае ЛОГКУ «Ленобллес» вправе самостоятельно доработать МКЭО без привлечения бюджетных средств». Но ведь это потребует дополнительного времени. А самое главное: появившиеся за несколько лет свежевыделенные земельные участки «Ленобллес» тоже сам ликвидирует? И дома снесет? И вырубленный старовозрастной лес посадит? «Изменения природных и иных характеристик» в большинстве случаев носят необратимый характер. Дело тут не только в деньгах, а в том, что спустя некоторое время объективно охранять станет нечего.
В целом нас заверили, что в «Ленинградской области осуществляется плановая работа по созданию ООПТ регионального значения». Но в то же время подчеркнули, что создание ООПТ является не обязанностью, а лишь правом Комитета по природным ресурсам. Все это так, но если деньги уже потрачены, то, на наш взгляд, право превращается в обязанность. Однако, когда же будут созданы 17 подвисших ООПТ, в комитете сказать не смогли. По словам Острикова, раз сроки не установлены законом, работы по созданию заказников начинаются, только когда проекты, прошедшие госэкспертизу, приходят из «Ленобллеса» в комитет.
Заметим, что отдел, отвечающий за экспертизу, входит в структуру Комитета по природным ресурсам (равно как и «Ленобллес»), и уставной срок ее проведения – не более трех месяцев. В качестве примера Остриков приводит заказник Ивинский разлив: оказывается, он не был создан в прошлом году именно потому, что проект пришлось подавать на экспертизу дважды. В первый раз заключение ГЭЭ было отрицательным, и лишь после доработки удалось получить положительное заключение. Вроде как сейчас Ивинский разлив вышел на финишную прямую: ведется работа по подготовке проекта постановления правительства ЛО о его создании. Но по нашей информации, проблемы с ГЭЭ случились по вине самого комитета: экоактивисты выяснили, что уже на этапе экспертизы схема мест обитания охраняемых видов на территории была изменена, причем в пользу деятельности лесозаготовителя, которому она передана в аренду. Именно из-за скандала, связанного с подлогом, проект не прошел первую экспертизу.
Оказалось, что даже факт передачи из «Ленобллеса» в комитет проектов, прошедших экспертизу, вовсе не гарантирует создания по ним заказников! Комитет нам об этом решил не писать (чтоб не огорчать, видимо), а вот в Ленинградской областной прокуратуре, куда «Новая» также обратилась за разъяснениями, тайну выдали. Выяснилось, что в прошлом году «Ленобллес» передал в комитет проекты заказников Кузнечное и Поддубно-Кусегский. Бог с ним, что проекты были выполнены еще в 2015-м. Главное, что «по результатам рассмотрения комитетом было принято решение о нецелесообразности создания Кузнечного и о подготовке предложения о его исключении из Схемы территориального планирования Ленинградской области»!
Территория заказника является фактически продолжением нацпарка «Ладожские шхеры» в Ленинградской области. Согласно материалам проекта, она «представляет собой большую научную и природоохранную ценность, обусловленную (…) наличием местонахождений большого количества видов растений, животных и грибов, включенных в Красные книги Российской Федерации и Красную книгу природы Ленинградской области». Почему же ее решили выкинуть, причем через два года после изготовления проекта? По неофициальной информации, создание ООПТ перешло дорогу бизнес-интересам одного форелеводческого хозяйства на ладожском берегу.
А второй – урезали
Одной из «уважительных» причин, по которой в Год экологии не было создано ни одной ООПТ, в комитете назвали необходимость работы по изменению существующего заказника Кургальский. Однако любому человеку, знакомому с проблематикой, известно, что гордиться здесь нечем: прошлогодняя история с Кургальским – пример не расширения, а сокращения системы ООПТ Ленинградской области. Одновременно с формальным увеличением площади было изменено зонирование, в результате чего Газпром получил право проложить по его территории газопровод «Северный поток – 2».
Несмотря на отрицательное заключение общественной экологической экспертизы и наличие альтернативных маршрутов прокладки трубы, чиновники сделали все, чтобы протолкнуть единственный вариант, выгодный инвестору.
Гринпис пытался оспорить изменения в суде, но, к сожалению, проиграл. Получается, что в Год экологии в комитете отодвинули всю застоявшуюся очередь из 17 несозданных заказников и занялись – в угоду проекту Газпрома – переделкой схемы Кургальского. Да еще и гордятся этим.
В своем ответе прокуратура «порадовала» нас еще и тем, что девять самых старых проектов, созданных с 2013 по 2015 год, в комитет из «Ленобллеса» вообще еще не поступали. Поступали только более свежие. О старых решили вообще забыть?
Получается, что на фоне многочисленных ритуальных мероприятий и бодрых отчетов КПР в Год экологии не было сделано ничего, действительно значимого для охраны природы. А в случае с Кургальским и Кузнечным – сделано как раз противоположное. Кроме того, крайне непрозрачным оказывается сам процесс создания ООПТ. Деньги на проекты расходуются, после чего многие из них просто навсегда кладутся на полку.