Аллегория завершилась арестом
Героя публикации «Новой» Андрея Пономарева задержала ФСБ. В материалах дела бывшего помощника Виталия Милонова фигурирует сумма почти в миллион долларов.
Андрея Пономарева задержали 24 апреля. Для этого в Петербург из столицы прибыли оперативники Управления «К» (его еще называют банковским) ФСБ России. Главе территориальной избирательной комиссии № 3 (ТИК) вменяют мошенничество в особо крупном размере. Сначала решение об аресте Приморский районный суд принял только по его предполагаемому подельнику Олегу Чепрасову – два месяца в СИЗО. Меру пресечения для самого Пономарева должны были избрать в субботу. Но уже через сутки после задержания суд выбрал меру пресечения и Пономареву: заключение под стражу на месяц и 23 дня – до 15 июня.
Обоих подозревают в том, что они выдавали себя за людей, способных «договариваться» с Верховным судом. Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 было возбуждено 16 апреля 2018 г. Мужчин обвиняют в хищении с декабря 2015 по апрель 2016 г. «у гражданина С. денежных средств в сумме, эквивалентной 725 тысячам долларов США». Пономарев и Чепрасов обещали передать круглую сумму «компетентным лицам» в Верховном суде, чтобы те посодействовали отмене решения нижестоящих судов Петербурга о признании незаконным разрешения на строительство компании ООО «Реформа», в которой работал предполагаемый пострадавший. Пономарев просил домашнего ареста под поручительство главы аппарата Комитета по законодательству питерского парламента Марии Преображенской.
Имя Андрея Пономарева громко прозвучало минувшей осенью. (См.: Как соратник Милонова стал успешным бизнесменом и получил место в избирательной комиссии.) В конце октября международная антикоррупционная организация Transparency International обнаружила, что петербургский парламент потратил 18 миллионов рублей на экспертизу законопроектов. Между тем экспертизы эти опубликованы не были, а анализируемые законопроекты никто не принял. «Никаких результатов этой работы – ни новых законопроектов, ни отзывов на уже существующие, ни аналитических материалов – не обнародовано», – высказывался представитель «Трансперенси» в Петербурге Александр Шуршев.
Руководителем организации «Аллегория права», проводившей экспертизы, и был Андрей Пономарев, который позже стал главой ТИК № 3. Никто не помешал ему при устройстве в комиссию обойти законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и «О противодействии коррупции», которые запрещают госслужащим заниматься собственным бизнесом. Почти сразу после огласки этой информации Андрей Пономарев передал «Аллегорию» некой Оксане Кей, а прокуратура выявила нарушение антикоррупционного законодательства, но ни к каким видимым последствиям для главы ТИК это не привело.
По требованию «Трансперенси» Следственный комитет должен был проверить контракты Законодательного собрания с «Аллегорией» на предмет злоупотребления должностными полномочиями, растраты или мошенничества. Но СК переслал заявление в прокуратуру, прокуратура – в МВД. Через два месяца полицейские сообщили, что «нарушений действующего законодательства не установлено».
«Новую» тогда заинтересовала личность непотопляемого «эксперта». Выяснилось, что большинство заказов посыпалось на фирму Пономарева, когда он стал помощником на общественных началах тогдашнего депутата ЗакСа Виталия Милонова. Последний, к слову, руководил Комитетом по законодательству, который и призван заниматься анализом законопроектов.
Юридическая «помощь» Пономарева Милонову заключалась не только в анализе законопроектов. Вместо патрона он отдувался на суде, когда Милонов обозвал «иностранным жуком» директора центра ЭКОМ Александра Карпова, уламывал соседей депутата пойти на мировую, когда тот их изрядно затопил. В борьбе Милонова за права сербов Пономарев стал главой Российского правозащитного центра и даже домен serbcentr.ru, который в соцсетях рекламировал Виталий Валентинович, был зарегистрирован на OOO Allegoriya prava.
После выборов в Госдуму, по результатам которых Виталий Милонов убыл в Москву, его бывший помощник возглавил ТИК в подконтрольном Милонову Кировском районе.
Работа Пономарева в этой комиссии вызвала нарекания у петербургских общественников после выборов президента в марте этого года. Избиратель Михаил Федоров в суде потребовал отменить результаты на участке № 623 (относится к ТИК № 3) и провести повторный подсчет голосов. «Данные меры призваны воспрепятствовать стремлению избирательных комиссий подгонять числа в итоговых протоколах и должны пойти на пользу всей избирательной системе», – заявили в организации «Наблюдатели Петербурга». На заседание в Кировский районный суд Пономарев по понятным причинам не явился, а следующее заседание назначили на 3 мая.
Пока Андрей Пономарев находится в статусе подозреваемого или – в будущем – подсудимого, формально он может оставаться главой избирательной комиссии, вплоть до решения суда о его виновности. Обязанности Пономарева на посту главы ТИК сейчас переходят его заместителю Марине Андреевой (КПРФ).