Не гонялся б ты, Минкульт, за дешевизной
Сохранение объекта российской истории – напрасная трата денег, считают в ведомстве Владимира Мединского.
Лев Додин против сноса здания казарм Семеновского полка при строительстве новой сцены МДТ. Депутаты, градозащитники, деятели культуры, реставраторы и специалисты-геотехники ищут варианты спасения исторического здания. Упорствует в его сносе только структура Минкульта, призванная памятники охранять.
Угроза сноса здания казарм лейб-гвардии Семеновского полка стала причиной экстренного созыва межфракционного совещания («Яблоко», «Партия Роста», «Справедливая Россия») городского парламента. К обсуждению проблемы и возможных путей ее разрешения привлекли экспертов в сфере реставрации и геотехники, градозащитников, а также представителей КГИОП и заказчика строительства новой сцены МДТ – Северо-Западной дирекции по строительству, реставрации и реконструкции Минкульта (СЗД).
Первый заместитель директора СЗД Денис Колодко старательно избегал слова «снос» – предпочитая называть намечаемые работы воссозданием. Повторяя, как мантру, что здание досталось им уже в совершенно негодном виде.
Координатор движения «Живой город» Юлия Минутина вынуждена была напомнить, что о неблагополучном состоянии конструкций заказчик знал изначально, но принял на себя обязательства по сохранению этого объекта – так что извольте исполнять.
А за те годы, что дом находится в ведении СЗД, его как будто намеренно доводили до погибели: кровлю содрали, каркас ослабили, выдрав все внутренние стены и перекрытия, вплотную к дворовому фасаду вырыли котлован для новой сцены, куда тот стал опасно крениться.
Денис Колодко, пенявший всю дорогу на нерадивого подрядчика (с которым СЗД судится), не смог дать внятных ответов на вопросы о том, почему не было должного контроля и зачем понадобилось лишать двухвековое здание крыши и костяка задолго до его реконструкции.
– Демонтаж кровли предусмотрен проектом… – бубнил Денис Алексеевич. – На объекте велись работы, связанные с усилением фундаментов…
– Вы что, фундамент через крышу укрепляли?! – взорвался Борис Вишневский.
– Если при реконструкции демонтируют кровлю, то тут же делают временную, – указал зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик.
А депутат Вишневский напомнил, что в Петербурге немало примеров удачного сохранения старинных построек, находившихся в аналогичном, а то и худшем состоянии, взять хоть Андреевский рынок.
Перечень дополнил гендиректор компании «Геострой», заслуженный строитель РФ Анатолий Осокин: спасенный силами его сотрудников дом на Некрасова, 1/38, Фурштатская, 5, Малая Морская, 23.
– По последнему адресу, – отметил эксперт, – заказчиком выступала частная компания, которая нашла возможность сохранить исторические стены. А тут структура Министерства культуры, которая должна защищать наследие, позволяет себе говорить, что такие здания надо сносить! Это аморальная ситуация.
Межфракционное совещание по вопросу спасения казарм // Фото: Юлия Медведева, «Невские новости»
В составе созданной по инициативе ВООПИиК комиссии Анатолий Осокин участвовал в оценке состояния здания казарм и тех работ, что наделал подрядчик. Эксперт убежден: сохранить можно, не обойтись без разборки лишь двух действительно аварийных участков – но это всего лишь 4–5% от общего объема здания. Значительная часть мероприятий по усилению конструкций (по фундаментам, например, – на 75%) подрядчиком выполнена, но не доведена до конца. Так, установленные металлические обоймы не взаимодействуют с конструкциями, но включить их в работу не сложно – по оценкам специалиста, на это потребуется примерно неделя.
– Мы ведь живем в городе, где всегда сохраняли, воссоздавая по кусочкам, по кирпичикам, – заключил Анатолий Осокин. – Вспомните Петергоф, другие послевоенные адреса. Есть наработанные методы, способы сохранения, есть уникальная наша ленинградская реставрационная школа. А если проектировщики ваши не нашли в себе профессионализма, инженерной подготовки, расчетных обоснований, чтобы сохранить здание казарм, значит, грош им цена, таких нельзя допускать на исторические объекты.
В том, что дом на Звенигородской, 7, можно спасти, нет сомнений и у Михаила Мильчика, не одно десятилетие проработавшего в ведущем реставрационном институте города:
– Из аварийного состояния можно вывести любое здание. Вопрос лишь в цене и времени, которые на это нужно потратить.
Но заказчик как раз не хочет поступаться ни тем ни другим.
Проект новой сцены МДТ Архитектурной мастерской Михаила Мамошина
Варианты сохранения, предложенные привлеченными ВООПИиК опытными специалистами, господин Колодко считает неоправданной тратой денег. Хотя те минимизировали смету до уровня ниже среднего.
Нам, пояснил Денис Алексеевич, в рамках проекта на реконструкцию этого здания выделено всего 93 млн, а только на усиление фундаментов выходит не меньше 60.
При этом как будто совсем не жаль 17 миллионов, что освоил подрядчик на укреплении того, что нацелились снести.
– Получается, эти деньги просто выброшены на ветер? – спросили у ревнителя экономии бюджета. Но он, видимо, счел вопрос риторическим.
Между тем, согласно тендерной документации, в смету строительства новой сцены заложено 41,5 млн по статье «Непредвиденные расходы». Сдается, это тот самый случай.
Депутат Оксана Дмитриева напомнила, что если согласованным проектом предусмотрены укрепление и реконструкция здания, тратить выделяемые средства на иные цели (снос и новое строительство) закон не позволяет. Однако господин Колодко пояснил, что минувшей осенью СЗД успешно провел тендер на корректировку документации с учетом сноса.
Но она, подчеркнул зампредседателя КГИОП Алексей Михайлов, его ведомством еще не одобрена. Комитет согласовал только изначальное проектное решение, предусматривающее сохранение здания и одобренное Советом по сохранению культурного наследия.
Как отметил чиновник, при рассмотрении варианта со сносом на рабочей группе «у нас возникли вопросы и к новому решению, и к тем моральным обязательствам, которые брались заказчиком».
Признавая, что здание доведено до удручающего состояния нынешним собственником, господин Михайлов в то же время заметил: «При доказанной аварийности всех конструкций мы вынуждены будем согласовать новую версию проекта – закон в таких случаях разрешает демонтаж».
– Но ведь не обязывает, а позволяет и сохранить? – уточнила Оксана Дмитриева.
– Да, – согласился представитель КГИОП. – И мы будем только приветствовать, если такое решение будет найдено.
О том, что категорически против сноса и руководитель МДТ Лев Додин, рассказал побеседовавший с ним Александр Сокуров:
– Лев Абрамович тоже настаивает на сохранении этого исторического здания, как и предполагал изначальный архитектурный замысел. Но проект претерпевает постоянно изменения, и в целом очень нездоровая складывается ситуация, нет взаимопонимания с заказчиком, какой-то полный разлад. В театре тоже были очень удивлены действиями подрядчика по разборке крыши, перекрытий, в чем не было никакой необходимости. И у меня в голове не укладывается – как можно было так грубо, по-хамски обходиться с таким зданием? Лев Абрамович очень расстроен всем происходящим, говорил чрезвычайно взволнованно, сказал – общее положение с этой стройкой таково, что театр готов отказаться от этого объекта.
По итогам обсуждения было решено создать независимую экспертную группу для беспристрастной технической оценки здания и выработки рекомендаций по его спасению. Предложено также на основе ее заключения подготовить техзадание для проведения нового конкурса по разработке проектной документации, предусматривающей сохранение исторического дома. Эти действия должны упреждать заседание Совета по сохранению культурного наследия, на котором надлежит рассмотреть предложения обеих сторон: и план спасения, и выполненную по заказу СЗД корректировку проекта с заложенным сносом здания казарм. А до того КГИОПу рекомендовано не выдавать положительного заключения на новую версию проекта.
Кроме того, участники межфракционного совещания намерены по завершении лондонских гастролей МДТ обсудить с участием Льва Додина общую ситуацию со строительством новой сцены.
«Новая» будет следить за развитием событий.