Тролли заинтересовались мусором
Структура «кремлевского повара» Евгения Пригожина предлагает засыпать отравленным грунтом с химзавода мусорный полигон Новоселки.
В советские годы на территории, где ранее размещался Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), работали с высокотоксичными и радиоактивными веществами, по неофициальной информации – даже с ракетным топливом гептилом. После сноса комплекса в 2011 году в центре города образовалась гигантская свалка площадью 10 гектаров. Проект «Набережная Европы», который планировал реализовать банк «ВТБ-Капитал», не случился, и участок получило Управление делами президента под строительство зданий Верховного суда РФ и Дворца танца Бориса Эйфмана.
Зараза расползается
Еще в свою бытность «ВТБ-Капитал» заказал исследование свалки, которое показало, что грунты в этом месте насыщены тяжелыми металлами и токсинами на глубину до десяти метров, а предельно допустимые концентрации свинца, ртути, сурьмы, фтора, бензопирена превышены в несколько раз. Содержание пестицида ДДТ превышало норму в 165 раз. Ртутью было загрязнено более трех тысяч квадратных метров. На территории был зафиксирован один «официальный» источник радиоактивного загрязнения (№ 2924-3 по городскому кадастру УРЗ), связанный с радионуклидом радий-226. Понятно, что и судить, и танцевать на такой почве небезопасно.
На запросы экологов и депутатов о судьбе опасных отходов чиновники давали противоречивые ответы: то получалось, что они уже вывезены на полигоны Ленинградской области (что автоматически вызывало вопрос в законности такого действия), то выходило, что 90 тысяч кубометров строительных отходов осталось на свалке, но они вовсе не опасны и их планируется использовать «при строительстве временных дорог и площадок» (из ответа замначальника департамента Росприроднадзора по СЗФО Н. А. Бобровой от июня 2017 года).
В проектной документации, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 29.11.2016, грунты и строительные отходы, подлежащие вывозу с территории, отнесены к отходам самых низких (IV и V) классов опасности, что позволяет размещать их на обычных полигонах ТБО Ленинградской области. А в ответе СЗТУ Ростехнадзора указано, что проектной документацией предусмотрен вывоз 219662,5 кубометра грунта «чрезвычайно опасной» категории для размещения на полигоне, но класс его опасности не называется.
По данным постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа СПб на 2013 год, технологическими регламентами для данного объекта предполагалось образование 1 087 124 тонн отходов III класса опасности, которые должны были быть вывезены на полигон Красный Бор. Простая арифметика показывает, что минимум 800 тонн отходов III класса не учтены вообще. Вывезены ли они в Красный Бор или куда-то в другое место, неизвестно. Точно можно сказать только, что 90 тысяч кубометров строительного мусора от снесенных корпусов и 690 тысяч кубов грунта лежит на территории бывшего ГИПХа. Реальный, точнее, официальный уровень опасности этих куч неизвестен, однако пробы грунта, которые в прошлом году собрали и сдали на экспертизу журналисты и представители общественных экологических организаций, показали превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций по кадмию и бензопирену даже на границе огороженного участка. Распространение загрязнения не остановили даже железобетонные стены в грунте и стальные – в водоупорном слое, сооруженные в 2012–2014 годах.
Понеслась волна по трубам
В конце апреля – начале мая этого года в СМИ практически одновременно прошла волна публикаций, направленных против руководителя департамента Росприроднадзора по СЗФО Олега Жигилея. По странному стечению обстоятельств, почти все эти издания имеют прямое или косвенное отношение к медиаимперии Евгения Пригожина.
Год назад РБК опубликовал расследование «Как из «фабрики троллей» выросла «фабрика медиа» – о том, что как минимум 16 порталов, в том числе «Невские новости», «Народные новости», Федеральное агентство новостей (ФАН), родом из печально известного дома на Савушкина, 55.
Сам Евгений Пригожин (официально – владелец ресторанного бизнеса «Конкорд кейтеринг») – удивительно разноплановый человек. Помимо обслуживания кремлевских банкетов, он стоит за созданием «фабрики троллей», сотрудники которой сначала скромно писали комментарии в социальных сетях, а потом вышли на мировой простор и были уличены во вмешательстве в американские выборы; а также за организацией войн с неугодными ему СМИ. «Новая» рассказывала, как Пригожин выигрывал огромные контракты на обеспечение питанием армии, тюрем и школ; «Фонтанка» посвятила ему расследование, доказывающее связь его дочерних структур с частной военной компанией «Вагнер», воюющей в Сирии. Бизнесмену принадлежат рестораны в Москве и Петербурге – от таких, где в меню даже не пишут цены, до почившей в бозе сети «БлинДональдс». В Лахте он строит элитные апартаменты, в Солнечном – такие же коттеджные поселки, стилизованные под дворцы императоров. В планах – создание в Маркизовой луже «Залива островов». В интересе к мусору – в прямом, а не переносном смысле слова – пригожинские структуры замечены впервые.
В один день, 28 апреля, «Невские новости» и бескорыстно симпатизирующая Пригожину «Мойка78» опубликовали статьи «Из-за ошибки Жигилея свалку в Новоселках не могут засыпать грунтом» и «Полигон воняет, жители страдают, Росприроднадзор запрещает». Оказывается, так как у города нет денег на рекультивацию полигона Новоселки (это не совсем так: город и выделил на это 757 млн рублей. – Ред.), то некая СК «Сегмента» предложила не только бесплатный, но и выгодный вариант – кучами мусора из ГИПХа засыпать зловонные Новоселки.
Издания обвинили руководителя Росприроднадзора по СЗФО в том, что он не согласовал проект СК «Сегмента» и тем самым тормозит процесс рекультивации, заставляя бесконечно страдать жителей северных районов города. А ведь можно легко решить сразу две актуальные экологические проблемы: и закрыть тело полигона, и вывезти грунты с бывшей территории ГИПХа. Авторы статей со ссылкой на анонимных экспертов уверяют, что опасность грунтов ГИПХа сильно преувеличена, а отсутствие у полигона Новоселки лицензии на прием отходов IV класса опасности – исключительно вина Жигилея. «Можно, конечно, изменить лицензию, вписать туда грунт IV класса», – предлагают журналисты и сетуют, что «процедура переоформления лицензии хлопотная, поэтому в ведомстве никто этим заниматься не будет». Видимо, просто из-за лености.
Спустя несколько дней флагман пригожинского холдинга – РИА ФАН – добавил щепок в огонь, сообщив, что на Петербург надвигается «Угроза второго Волоколамска». В новой статье уже смешались кони и люди, потому что речь шла не только о ГИПХе и Новоселках, но и обо всех свалках вокруг города. «По мнению давно бьющих тревогу экологов, регион превратился в большую помойку. Транспортная компания, вывозящая строительный мусор, сбрасывает отходы в ближайшем поле». В каком поле вокруг Петербурга вываливают отходы, издание не уточнило, но градус хорошей паники был достигнут.
И хотя вывозом мусора с территории ГИПХа интересуется не только СК «Сегмента» (рекультивировать Новоселки с помощью институтских грунтов предлагает и глава компании ООО «Неорециклинг» Роман Казаков), не нужно быть конспирологом, чтобы, проанализировав серию публикаций, увидеть в них лоббирование исключительно одной фирмы.
Экс-депутат ЗакС Марина Шишкина, которая давно занимается проблемами мусорных полигонов и, в частности, Новоселками, не верит в безопасность отходов ГИПХа, тем более что нет никаких гарантий, что засыпка будет проводиться в соответствии с проектом. Она регулярно получает информацию о том, что уже сейчас под видом безопасного грунта в Новоселки везут бытовой мусор).
Под покровом государственной тайны
Согласно сайту СК «Сегмента», компания существует с 2014 года. Возможно, потому что в 2015-м компания получила лицензию на работу с государственной тайной, узнать, чем она занимается на самом деле, затруднительно. В разделе «Проекты» указан единственный реализованный проект «Жилое (так! – Ред.) строительство» – восемь фотографий одного здания без указаний адреса и названия комплекса.
Визуально фотографии полностью совпадают с проектом, реализованным на границе парка 300-летия Петербурга, который Смольный в 2012 г. выделил компании Евгения Пригожина «Конкорд Менеджмент и Консалтинг». На 3,9 га должен был появиться туристическо-гостиничный центр водного туризма. Чиновники с удивительной легкостью закрыли глаза на то, что «водный туризм» в результате оказался представлен исключительно парковками для яхт, а апарт-отели (вместо туристического комплекса) выставлены на продажу по ценам элитнейшего сегмента. Поэтому есть основания предполагать, что от предложения «Сегменты» им будет трудно отказаться: во-первых, всегда хочется сэкономить, совместив две рекультивации в одном флаконе, а во-вторых, не придется трепать нервы, отказывая одному из самых непредсказуемых людей города.