Колесо оборзения
Фото: одно из предлагаемых мест установки аттракциона

Колесо оборзения

17 июня 2018 17:40 / Общество

Аттракцион неслыханной щедрости от иллюзионистов Комитета по инвестициям.

Во французской столице демонтировали 70-метровое «Око Парижа» – как уродующее сложившийся архитектурный облик города. А в Петербурге собрались водрузить аналогичную конструкцию, только вдвое выше. Ради прихоти неназываемого бизнесмена Комитет по инвестициям считает возможным изменить закон и обезобразить всемирно известные панорамы. Многие поспешили списать эту идею в разряд фейковых новостей – отказываясь верить, что такое безумие может стать реальностью. Но это далеко не единственный одиозный проект в портфеле ведомства Ирины Бабюк, все больше смахивающем на цех по производству иллюзий. Его фокусы впору отнести к повышенной категории опасности как для бизнеса, так и для города.

Гранд скандаль

Подкатывающие колесо к Петербургу ставят в пример европейские столицы – особо напирая на пример Лондона, но предпочитая не упоминать о Париже, хотя его опыт весьма поучителен. Колесо обозрения возникло на площади Согласия к празднованию наступления третьего тысячелетия. Владелец аттракциона Марсель Кампион к тому времени имел крепкую скандальную репутацию. Стартовав в декабре 1985 г. с «исторической оккупации парка Тюильри», где в одну ночь водрузил свои карусели, подделав подпись министра культуры, бойкий мсье сумел легализовать их постфактум и стать на многие годы держателем единственной в центре Парижа рождественской ярмарки, а также выхлопотать разрешение на установку каруселей в каждом округе.

Согласно контракту, заключенному с городскими властями по колесу обозрения, Кампиону разрешалось устанавливать его на шесть месяцев, с ноября по май. Причем на сказочных условиях – отчисляя в казну всего 90 тысяч долларов при 4,1 млн чистой прибыли, полученной в первый год работы (минувшим летом против Кампиона и бывших чиновников, заподозренных в оказании ему покровительства и предоставлении разрешения в обход правил, возбудили уголовное дело). Но заставить владельца колеса разобрать конструкцию по истечении срока контракта оказалось не так-то просто: тот заявлял, что ему некуда перенести ее, и требовал предоставить альтернативную площадку, причем с не менее выгодной локацией.

Пока шли судебные тяжбы, колесо продолжало крутиться, принося его владельцу нешуточный доход. Упрямый бизнесмен оказался изобретателен по части пиара и протестных акций: от бесплатных ужинов на колесе в сопровождении клоунов до создания общественного комитета защиты «Ока» и блокирования городских магистралей силами владельцев ярмарочных аттракционов.

Горожане наблюдают, как демонтируют скандальное «Око Парижа» // Фото: shutterstock.com

В 2002-м аттракцион все-таки разобрали. Но через семь лет, за которые «Око» успело погостить Манчестере, Антверпене и Ницце, вновь вернулось в центр Парижа.

В минувшем ноябре совет Парижа поддержал предложение мэра Анн Идальго – убрать чуждое историческому облику города колесо, через полгода приступили к демонтажу. А в отношении владельца идет новое следствие – по подозрению в уклонении от уплаты налогов и нелегальном переводе денег. Французские СМИ связывают его с лидерами криминального мира и уличают в финансировании одиозных политиков националистического толка. Сам Кампион пытается опротестовать решение о демонтаже «Ока» в суде, а в случае проигрыша грозит перенести его в Москву – на Красную площадь.

Смелые фантазии Кампиона могут подкрепляться надеждами на содействие близкого ему политика правого толка Филиппа де Вилье, владельца известного парка исторических аттракционов «Пюи дю Фу». «Новая» уже рассказывала о связи де Вилье с проектом установки в Петербурге памятника Жанне д’Арк, его встрече с Путиным и бизнес-партнерстве с миллиардером Константином Малофеевым (включен в санкционный список как подозреваемый в финансировании сепаратистов на Украине) в сфере создания исторических парков в Москве и в Крыму.

Инвестор в тумане

Имя инвестора, нацелившегося осчастливить культурную столицу мегаколесом, категорически не раскрывается. Известна только компания, представляющая проект, – NAI Becar, продемонстрировавшая его на ПМЭФ-2017.

Тогда Ирина Бабюк доложила Георгию Полтавченко, что рассматриваются четыре возможные территории – в историческом центре, в любой части берега Невы, в парке 300-летия и где-нибудь на окраине. «Окончательное место выберут горожане, – заверила губернатора Ирина Анатольевна, – голосование по предложенным вариантам ведется на сайте комитета».

Большинство высказалось за парк 300-летия. Но считаться с итогами народного волеизъявления комитет не стал.

«А мы хотим предложить инвесторам локацию новой сложившейся панорамы – стадиона, ЗСД, Лахта-центра. В районе намывных территорий, гостиницы «Прибалтийской», а не в парке 300-летия Петербурга», – заявила Ирина Бабюк. Добавив, что у «инвестора» есть несколько своих участков в центре, но там действуют высотные ограничения, которые никто менять не будет. И дала новое обещание – определиться с выбором и согласовать участок до конца года.


Участок испрашивали немалый – 3,2 га. Поскольку к паровозику-аттракциону инвестор – мистер Икс желает прицепить еще гостиницу, торговый комплекс и «креативное пространство».


Вскоре оказалось, что рассматривается уже не четыре, а семь вариантов размещения. Но все они мистеру Икс не нравятся, включая намывные территории. И рядом с газпромовским штырем тоже не желает – там своя смотровая площадка, конкуренция ему ни к чему.

В марте этого года Ирина Бабюк сообщала, что рассматриваются места «в Невском, Василеостровском и Красногвардейских районах». Но два месяца спустя было объявлено, что предлагаются на выбор Английская, Петровская или Университетская набережные.

С тем, что ни на одном из этих мест никакие колеса невозможны из-за существующих высотных ограничений, в ведомстве Бабюк не спорят. Но уже не говорят, что их «никто менять не будет». Напротив, полагают необходимым внести изменения в городской закон № 820-7. Схема предлагается такая: совместно с КГИОП подготовить обосновывающую часть проекта с 3D-визуализацией, не позднее июля представить на Совет по сохранению культурного наследия, затем – в комиссию по горхозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа, потом в КГА и КГИОП – для выработки нужных изменений в закон, которые затем внесут в городской парламент. Сообщается также, что «план мероприятий в рамках реализации проекта оговаривается с ЮНЕСКО».

Между тем совет петербургского отделения Национального комитета ICOMOS уже дважды, в прошлом и в нынешнем году, выносил решения о недопустимости реализации такого проекта – как нарушающего городское, федеральное и международное законодательство в сфере охраны наследия.

«Возведение колеса такой высоты и конфигурации понизит значимость главных городских доминант, системы, сформированной Адмиралтейством и храмовыми зданиями, – отмечалось в этих решениях. – Следует напомнить, что ансамбли и памятники Санкт-Петербурга рассчитаны их создателями на восприятие человеком с уровня земных и водных поверхностей или из окон и с балконов городских зданий. Устройство гигантского чертова колеса грозит обесценить Санкт-Петербург, превратив северную столицу России в аттракцион у его подножия. Размещение данного объекта в периферийных районах города может оказать негативное влияние на исторически ценные градоформирующие объекты, расположенные в окрестностях Санкт-Петербурга, компоненты и элементы объекта всемирного наследия «Санкт-Петербург и связанные с ним группы памятников», в частности на дворцово-парковые ансамбли исторических пригородов и их восприятие с охраняемых фарватеров – путей обзора в акватории Финского залива».

Не меньше вопросов вызывает и экономика проекта. По прогнозам, представленным руководителем департамента управления активами и инвестициями NAI Becar Ольгой Шарыгиной, окупаемость проекта составит 6–10 лет при стоимости билета на колесо в 1000 руб., если прокатятся не менее 3,6 млн человек в год (что сравнимо с показателями посещаемости Прадо, центра Помпиду и Эрмитажа. – Прим. ред.).

По одной из версий, NAI Becar изначально сам выразил желание реализовать затею с колесом на принадлежащем ему участке на проспекте Обуховской Обороны. Однако затем в компании посчитали, что при такой локации экономика проекта выходит никудышная – место для туристов малопривлекательное. В Комитете по инвестициям якобы заверили, что без труда подыщут им подходящий участок.

Системный сбой

Понимание «подходящего» в комитете своеобразное – зачастую его выборка игнорирует требования закона, что впоследствии выходит боком бизнесу, поверившему заверениям в отсутствии неразрешимых проблем.

Так, ведомство Ирины Бабюк дважды предлагало под мусороперерабатывающие предприятия территории, под такие цели вовсе не предназначенные, а затем требовало подогнать под него законодательство, внеся соответствующие изменения.

Один такой завод собираются построить в Левашово еще с 2011 года, когда конкурс по выбору инвестора выиграл консорциум греческой компании «Актор» и структуры ВТБ. Прописанная тогда дата ввода в строй – 2015-й. Но к весне 2014-го дело не сдвинулось дальше проекта. Ирина Бабюк нахваливала его как не имеющий аналогов в России и обещала, что объект сдадут к маю 2017 г. А теперь в Комитете по инвестициям говорят о завершении строительства через три года. Признавая при этом, что «на сегодняшний день переговоры города и инвестора не завершены» и заключенное семь лет назад соглашение все еще «находится в стадии корректировки».

Второй завод хотела запустить компания Александра Ебралидзе «Анабасис» – ей Комитет по инвестициям подобрал участок на Волхонском шоссе, который тоже упирался в ограничения. Обещали пособить с изменением границ территории, но комиссия по землепользованию и застройке заявку комитета отклонила. Правительственное решение о строительстве завода на Волхонке пришлось отменить. В настоящее время в комитете опять «осуществляется поиск оптимальной локации».

Ирина Бабюк // Фото: abnews.ru

Обе эти истории, помимо прочего, изрядно подняли градус общественного возмущения, Смольный едва не получил свое Ядрово.

Еще один скандал и очередные протесты граждан вызвал проект торгово-развлекательного комплекса с океанариумом во Фрунзенском районе. На совете по инвестициям его представили летом 2013 г., уложиться обещали в три года, стоимость оценили в 3,5 млрд.

Ирина Бабюк заверяла, что Петербург получит один из крупнейших в Европе научно-познавательных центров с посещаемостью не менее миллиона человек в год. Анонсировались бассейны с крокодилами, ламантинами, отдельно – шесть бассейнов для плавания с дельфинами, плюс два театра для выступлений морских животных, морской музей и прочая. Под такие пышные описания проекту придали статус стратегического, предоставив без конкурса компании «Оптима» около 4 га. В Купчине масштабной стройке у Парка интернационалистов не обрадовались – ТРК тут и так в избытке, а на океанариум отводится не более 15%. Люди стали возмущаться, что океанариум, скорее всего, так и не появится (аквапарк тут обещают с середины 1990-х), а территорию будут потихоньку застраивать коммерческими объектами и жильем.


«Океанариума» пока так и не появилось, срыв установленных сроков Комитет по инвестициям объяснял оригинально: инвестор был занят строительством аналогичного комплекса в Москве, а с учетом обретенного там опыта корректировал петербургский проект.


В результате корректировок площадь объекта выросла в 18 раз, а стоимость – почти впятеро. Срок сдачи отнесли на 2021 год.

Местные жители, градозащитники, депутаты настаивают на переносе строительства и возвращении этой территории статуса рекреационной зоны. «Правовых оснований для отмены решения нет, и это навредит инвестиционному имиджу города», – парирует Ирина Бабюк. Чиновница предложила недовольным жителям самим подыскать альтернативный участок, соответствующий всем необходимым для реализации проекта параметрам. Мы, говорит, и сами искали – да ничего не нашли.

Граждане, в отличие от Комитета по инвестициям, проявили больше сноровки: ранее они уже предложили губернатору на выбор площадку за метро «Купчино» (на месте стадиона, от строительства которого отказался «Зенит») или возле Балканской площади (вместо недостроенного ТРК). Но поддержки не нашли.

С 2013 года Комитет по инвестициям не мог справиться с проектом пешеходного моста на Крестовский остров, который требовалось построить к мундиалю. Сначала сообщалось, что удалось договориться с компанией из Монако, а чтобы повысить коммерческую привлекательность, мост сделают двухэтажным – разместив на втором уровне кафе, рестораны и магазины. Но и эти маниловские планы лопнули. В итоге на Яхтенный мост пришлось в добровольно-принудительном порядке скидываться нескольким нашим крупным компаниям.

Проект пешеходного моста на Крестовский остров // Фото: evspb.ru

Не выказывают жизнеспособности и такие инициативы ведомства Ирины Бабюк, как «аренда за рубль» и создание Фонда креативных пространств. Вторую даже сдержанная в выражениях Оксана Дмитриева не смогла оценить иначе как «идиотскую», а подход к определению креативных видов деятельности назвала «избирательным» и «коррупциогенным».

Сегодня Ирина Бабюк выводит в приоритетные проекты давнишнюю затею с аэроэкспрессом (железнодорожное сообщение с аэропортом Пулково). В октябре прошлого года глава Комитета по инвестициям предложила этот проект китайским инвесторам. Но теперь о них не вспоминают, в качестве возможных концессионеров называются ВТБ и Группа ЛСР, из городского бюджета предполагается внести 10 млрд руб. из требуемых 24 млрд. Госпожа Бабюк оценивает пассажиропоток аэроэкспресса до 8 млн человек в год.

Но петербургские депутаты убеждены в убыточности проекта. Так, Алексей Ковалев, запросивший данные о рентабельности аналогичных проектов в других российских городах, заявил – почти везде вагоны ходят полупустыми, кроме Москвы, где аэропорт намного дальше от города. В Петербурге длина пути составит всего 11 км. «Какой человек будет сначала ехать на метро, а потом еще платить 350 рублей (озвученная комитетом предполагаемая цена билета) за аэроэкспресс? В результате он будет ходить пустой, а мы всегда будем платить за это компенсацию из бюджета», – убежден парламентарий.

По сути, из заявленных несколько лет назад крупных инфраструктурных проектов пока удалось реализовать только два – ЗСД и новый терминал аэропорта Пулково, по остальным до строительства дело так и не дошло.

Скорее всего, не дойдет и до водружения чертова колеса. Хотя очень может быть, что под сурдинку кого-то еще осчастливят статусом стратегического инвестора, дадут участок без торгов, наобещают решить все проблемы с согласованиями и – подставят. А потом будут пенять на градозащитников, что это они портят инвестиционный имидж Петербурга.