Без волонтеров парку не выжить
2 июля на острове Кильпола откроется волонтерский лагерь «Чистая Ладога». Вместе с добровольными лесными пожарными они будут охранять новый национальный парк.
Постановление о создании национального парка «Ладожские шхеры» Дмитрий Медведев подписал 29 декабря 2017 года. Но у новой особо охраняемой природной территории (ООПТ) пока нет ни положения, ни бюджета, ни директора, ни штата. Все это должно рано или поздно появиться, но начало летнего сезона показывает: срочная помощь территории нужна уже сейчас. Метеорологи предсказывают, что после засухи 2010 года нынешнее лето может стать самым пожароопасным за восемь лет.
Кроме того, с появлением трассы Петербург – Сортавала отдыхающие могут добраться до Шхер за два часа. Уже сейчас вблизи мест, куда можно подъехать на машине и спустить лодку, трудно найти стоянку, а берег озера по многолюдью напоминает Комарово. Отсюда – горы мусора на стоянках, вырубка деревьев и рост числа пожаров: от одного непотушенного костра за несколько часов полностью выгорает целый остров. Несколько лет назад пожаром был уничтожен уникальный остров-гора Шапка Мономаха напротив поселка Терву. Шапки теперь на нем нет, потому что нет деревьев. Волонтеры на своих плечах натаскали на вершину горы грунт, и там появился красивый альпийский луг с цветами. Но леса уже нет и вряд ли скоро будет. В этом году добровольцы тушили восемь больших и малых пожаров, для сравнения: за весь прошлый сезон их было только четыре.
Без добровольцев тушить пожары некому, потому что у карельского МЧС мощностей не хватает. Почти ежедневно волонтеры в соцсетях публикуют призывы «ищем помощников», но людей все равно мало. С 2 июля придет подмога в виде лагеря «Чистая Ладога». Но он больше ориентирован на борьбу с другой напастью Шхер – мусором. А как показывает практика, потушить лесной пожар без специального оборудования и подготовки трудно.
За 15 лет, пока создавался нацпарк, его изрядная часть была правдами-неправдами выведена из лесного фонда, распродана и застроена. Несколько раз сама идея его существования висела на волоске: два года назад Роснефть пыталась вывести из проекта четыре тысячи гектаров, предположительно под дачи своему руководству. А осенью 2017 года Росрыболовство и Минсельхоз требовали изменить проект, так как распределили в Шхерах новые участки под рыбоводческие фермы.
Пока тянулась многолетняя волокита, остановить застройку берегов было невозможно. В итоге нацпарк получился «в дырочку» – из готового проекта пришлось вырезать уже проданную «сельхозку». Известно, что в окончательном проекте 120 тысяч га, из которых 80 тысяч – суша.
Статус охранной территории далеко не всем пришелся по душе. Его критикуют не только представители лесозаготовительного, рыбозаводческого или девелоперского бизнеса, но даже туристы, которые уверены, что теперь все стоянки для палаток станут либо платными, либо заменятся базами отдыха и дачами. Хотя отсутствие статуса ничуть не мешало разрастаться стройкам.
«Не бывает такого, чтобы для строительства ВИП-дачи участок не вывели из ООПТ, – говорит Алексей Травин, координатор инициативной группы «Ладога», которая боролась за создание нацпарка. – Статус ООПТ элитному дачнику абсолютно не нужен».
Даже самый известный берегозахват в Шхерах, дачу Управделами президента РФ в заливе Мариенлахти под Сортавалой (это там, где самый лучший асфальт в Карелии и откуда верховный главнокомандующий совершает свои рейсы на Валаам), при создании нацпарка из охранной территории вырезали.
«Защитить уникальную экосистему необходимо, – продолжает эколог. – Национальный парк – наиболее демократичная форма охраны природы. В сравнении с заповедником, где ходить можно только по определенному маршруту и в сопровождении инспектора, нацпарки нацелены на развитие экотуризма». Тем более что вся прибрежная часть открыта для людей, как и раньше. Южный склон горы Петсиваара «заповедуется» из-за краснокнижных растений, но с противоположной стороны есть коридор для посещения вершины. Травин успокоил питерских рыбаков: любительский лов в нацпарке не запрещен. А туристическое сообщество приглашают участвовать в создании схемы общедоступных стоянок.
P. S. Если вы готовы помочь национальному парку, приезжайте в волонтерские лагеря: «Чистая Ладога» и лагерь добровольных лесных пожарных.