Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Как мы проходим сквозь наше время

20 июня 2018 09:27 / Культура

В Музее Анны Ахматовой открылась выставка «Русские опять в моде» – о том, как в 1927 году русские художники впервые выставлялись в Японии.

«Искусство новой России» тогда привезли в Токио, Осаку и Нагою. Экспозиция пользовалась успехом, но молодые японские художники были в разочаровании – им хотелось русского революционного футуризма и кубизма, а в Японию поехали работы Серебряковой, Кустодиева, Грабаря, Фалька, Лебедева, других первоклассных художников (работу Тышлера «Погром» и графический рисунок обнаженной натурщицы Лебедева советская цензура «зарубила» уже в Токио). Николай Пунин, который готовил и курировал выставку, писал Наталии Гончаровой: «Выставка средняя, но для Японии имеет значение». И в том же письме: «Сейчас в России в отношении искусства большой застой: новых сил почти нет, к старым – пренебрежение. Вообще не до искусства».

В конце двадцатых Пунин – сотрудник Русского музея (его уволят в 1934-м), его «роман с революцией» уже завершился – позади первый арест, Николай Николаевич не питает никаких иллюзий по отношению к власти, но именно Пунин – тот, о ком говорили, что у него абсолютное художественное зрение, знает русскую и мировую художественную культуру. Еще в 1915 году в журнале «Аполлон» вышла его статья «Японская гравюра» – и вот теперь, на десятом году советской власти, он наконец-то сможет увидеть Японию. Это будет его единственная заграничная поездка. Готовясь к отъезду из Токио в июле 1927 года, в одном из последних писем к Анне Ахматовой из Японии Пунин назвал эту страну и свое пребывание в ней «небесным подарком в руках».

Фото: Елена Лукьянова

В международном поезде Москва – Владивосток, а потом морем в Токио вместе с ним отправятся в дальнее путешествие 279 работ – живопись, графика, киноплакаты, детские книги. Пунин будет писать с дороги и из Японии дорогим ему людям – жене Анне Ахматовой и бывшей жене Анне Аренс-Пуниной, рассказывая, что видит и чувствует. Анна Каминская, внучка Пунина, вспоминает, как даже в кошмарные блокадные месяцы конца сорок первого года, когда семья, обессилев, лежала тут, в Фонтанном доме, он, чтобы хоть как-то отвлечь близких, рассказывал о Японии – об удивительно красивых храмах, о природе, о цветах.

И в эвакуации в Самарканде вспоминал о Японии, увидев уличного торговца, продающего пиалы. Японские пиалы, привезенные Пуниным вместе с другими сувенирами и подарками, семье удалось сохранить. Вот эти вещи, в небольших витринах на стене: сандалии гэта, игрушка-головоломка, куклы, в изящном деревянном футляре галстуки-бабочки, денди Пунин привез их с собой и носил: вот он в одном из галстуков на фото 1928 года. Пунин привез и три кимоно – жене, бывшей жене и дочери, в том японском кимоно Ахматову многие запомнили.

Вот известная фотография Ахматовой, сделанная Пуниным: с точеным лицом, мраморными плечами Ахматова смотрит с портрета, завернутая в японский шелк, вокруг шеи – нитки жемчуга. Они вместе на выставке – знаменитый портрет и те самые нити, потускневшие, рядом с родной золотой коробочкой, перевязанной красной лентой. Среди картин, которые приехали тогда из Ленинграда в Японию, был и портрет Анны Ахматовой кисти Петрова-Водкина: «Ящики вскрыли, и в этой чужой стране твое лицо на картине Петрова-Водкина посмотрело на меня, незнакомое и равнодушное». Этот портрет не представлен в Фонтанном доме (сейчас в Русском музее идет огромная выставка Петрова-Водкина, и портрет там, здесь же – эскиз).

Фото: Елена Лукьянова

«Русские опять в моде» – названием выставки стала фраза из письма Пунина Анне Аренс: «Местные газеты полны китайскими событиями, так что русские опять в моде; надеемся, что это пойдет на пользу выставке». «Китайские события» – это начавшаяся гражданская война в Китае, Шанхайская резня, когда в апреле были убиты сотни людей, в советском полпредстве в Пекине полиция схватила китайских коммунистов, впоследствии казненных. Выставка – не повторение той, это дань памяти Пунину, памяти тех, кто жил в Фонтанном доме, рассказ о давней истории в контексте истории трагического века: «Трагическое в том масштабе и в той очевидности и повседневности, в каких оно раскрыто перед нами, в сущности, уже не воспринимается как трагическое, и оно стало обычным, – писал Пунин. – Поэтому оно не может быть ни выражено, ни показано как трагическое. О нем мы можем свидетельствовать только чрезмерной сжатостью нашего проявления в жизни… Подлинная проба для нас – это то, как мы проходим сквозь наше время».

Художник Игорь Лебедев разделил пространство выставочного зала музея на пространство частной истории – где, собственно, те вещи, что привез с собой Пунин из Японии, пережившие и его, и Ахматову, ставшие реликвиями, и пространство, где картины и графика именитых художников. Разделил прозрачным колыхающимся не сплошным полотном на две неравные части. Зритель, перемещаясь по выставке, следует идее ее создателей – не только вглядеться в картины, но пройти с Пуниным это время, увидеть его глазами Японию – он много фотографировал, вчитаться в его тексты. А потом дойти до того простенка, упереться в него глазами, где на грубом картоне – краткий и емкий рассказ о том, где и как умер искусствовед Пунин – о лагере в поселке Абезь под Воркутой.

Фото: Елена Лукьянова