Зеленый пояс разрушают, не успев создать
Экологи и журналисты объехали земли будущих особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и пришли к выводу, что до спасительного статуса они могут не дожить.
«Мы выбрали места не далее 15 километров от города, – поясняет эксперт организации «Новый экологический проект» Анастасия Филиппова. – Потому что формат прогулок налегке у жителей мегаполиса самый востребованный и таких мест катастрофически не хватает». Именно места, куда можно в пределах получаса добраться на автобусе или на машине, а потом бродить, не встречая людей, вблизи города в большом дефиците. А главное, они стремительно деградируют.
1. В Кудровском лесу, который входит в планируемый заказник «Ржевский лесопарк и Ковалевский лес», невозможно найти место, чтобы не слышать, с одной стороны, шума асфальтобетонного завода, а с другой – железной дороги. Вдоль тропы свалены автопокрышки: похоже, что какой-то предприимчивый бизнесмен берет деньги за утилизацию шин, а избавляется от них таким незамысловатым способом. Территорию в 200 га разделяют КАД, еще пять автомобильных дорог, одна железная и две линии ЛЭП, от чего когда-то полноценный лес с дикой флорой и фауной превращается в лужайки с голубями. Примерно четверть от общей площади леса в ООПТ уже не войдет – его «внутриКАДовый» кусок муниципалитет перевел в статус земель населенных пунктов.
Спасти Кудровский лес от дальнейшего расчленения могло бы резервирование территории под будущий заказник – законодательство это позволяет. «Но, к сожалению, в Ленинградской области это невозможно, – констатирует Анастасия Филиппова. – Зарезервировать можно лишь то, что не имеет правообладателя. А в нашем регионе больше 90% лесов с 2008–2010 гг. перекрыто несколькими слоями аренды – под лесозаготовки, под рекреацию и т. д.»
Долина реки Лубья – часть планируемого заказника «Ржевский лесопарк и Ковалёвский лес» // Фото: Алексей Травин
2. Печальную картину «расчлененки» представляет собой и областная часть Ржевского лесопарка, которая в несколько раз превышает петербургскую (1717 и 120 га). Лесопарк имеет неправильную форму, со всех сторон истыканную «мысами» земель сельхозназначения, где идет многоэтажная застройка. Янино, Янино-1, ЖК «Ясно Янино» – в лесопарк отовсюду вгрызаются новые кварталы. Но дорога, по которой к ним можно попасть, всего одна, и в перспективе жителей ждут хронические пробки. К тому же из многоэтажек нужно куда-то отводить канализацию, а к ним подавать газ, воду и электричество. Где же строить все эти инфраструктурные объекты – дороги, трубопроводы, ТЭЦ? Власти Ленинградской области нашли только один ответ – конечно, в лесу! А конкретно – в планируемой особо охраняемой природной территории «Ржевский лесопарк и Ковалевский лес». Так, в финальной стадии согласований находится проект автодороги из Всеволожска на Колтушское шоссе. И жители микрорайона Южный стоят перед дилеммой: с одной стороны она лишний раз разрежет зеленую подушку безопасности между ними и Петербургом, а с другой – без этой дороги в новые районы не попасть. Недавно получил положительное заключение госэкспертизы проект ТЭЦ. Для него Комитет по природным ресурсам ЛО предоставил лес в планируемом ООПТ в аренду. Через лесопарк тянут новый трубопровод, для него прорублена свежая просека.
«Пример Ржевского лесопарка показывает, что наличие в Ленинградской области огромного количества свободной земли – иллюзия, – комментирует эксперт «Нового экологического проекта» Алексей Травин. – Вся земля сельхозназначения, на которой можно было что-то построить, раскуплена. Все хотят выжать из нее максимум прибыли и никто не хочет отдавать ни кусочка под инфраструктурные объекты».
Получается, что последняя «общественная» территория, которой располагает администрация региона, – это лесной фонд.
Распродажа огромных участков под застройку без нормального планирования приводит к уничтожению преимущества, которым заманивают покупателей в Янино, – леса. Девелоперы спекулируют правами жильцов – «людям нужны дороги!», и людям вместо шумящего леса достается сеть трубопроводов со свалками вперемежку.
Та же самая дорога между Всеволожском и Колтушским шоссе проходит аккурат мимо участка бывшего аэропорта Ржевка, выкупленного под многоэтажную застройку компанией ЛСР.
3. В планируемом заказнике «Ковалевский лес и долина реки Лубья» – за его малой величиной (всего 164 га) – линейные объекты не поместились. Но проблем от этого не меньше, и самая главная из них – спорный правовой статус земли. Формально лес с левой стороны Рябовского шоссе (Дорога жизни) относится к ведению Морозовского военного лесничества Министерства обороны. Это южная часть знаменитого Ржевского полигона (его общая площадь – порядка 100 тысяч га), от которого муниципалы и частники сейчас правдами и неправдами откусывают земли под застройку. По информации всеволожской активистки Ирины Гавриленко, весь кластер уже включен в генплан города Всеволожска под видом рекреационной территории общего пользования. Министерство обороны с этим не согласно, но пока регулярно проигрывает в судах участок за участком. Больше того, формулировка «земли общего пользования» не помешала районной администрации еще до окончательного выяснения статуса земли начать ею торговать. Как сообщила Гавриленко, прилегающие к шоссе массивы уже проданы в частную собственность. Эта информация нуждается в проверке: как пояснила Анастасия Филиппова, в районе шоссе на Публичной кадастровой карте действительно то появляются, то исчезают частные участки. Такое происходит на Ржевском полигоне постоянно и говорит, скорее всего, о попытках незаконных манипуляций с землей в недрах Минобороны, Росреестра и администрации. Впрочем, нестабильность дает мало надежды на создание заказника. Хотя по закону долина реки Лубья давно должна быть переведена в лесной фонд.
Информационный щит на месте вырубки // Фото: Алексей Травин
4. Завершить объезд удалось на оптимистичной ноте. Экскурсия прибыла в будущий природный парк «Токсовский», который единственный из всего перечисленного имеет шансы на создание в ближайшее время. Причина проста – его интересы защищает сильная инициативная группа граждан в лице движения «Токсовские озера». Это в прямом смысле народный заказник. Общественность инициировала его создание в 2011 году как единственную возможность спасти территорию от постоянных атак девелоперов. Но не просто инициировала – люди сами собрали деньги, и немалые, на проект ООПТ – точнее, на т. н. комплексное экологическое обследование. На волне митингов и выступлений удалось включить заказник в Схему территориального планирования Ленинградской области. Однако в ней на перспективу до 2035 года «висит» порядка сотни территорий, и не факт, что хотя бы половина из них будет создана. Однако усилиями жителей уже в 2014 году удалось добиться создания первой очереди – «Токсовские высоты». Это пока всего два лесных квартала вплотную к железнодорожной станции Кавголово. В мае этого года прошли общественные слушания по проекту основной части. Природный парк будет огромен – 2654 гектара. В него включены леса вокруг почти всего Кавголовского, частично Курголовского озера и в долине реки Охта. А ведь могло быть еще в два раза больше! Но кластер между озерами Хеппоярви и Воякоярви в итоговый проект не вошел: он располагается в упомянутом Ржевском полигоне, на спорных землях Минобороны. Областные чиновники, при всей их лояльности к токсовскому заказнику, не готовы ввязываться в неминуемые судебные конфликты. Сейчас проект проходит государственную экологическую экспертизу. По информации от начальника отдела ООПТ Комитета по природным ресурсам Федора Стулова, природный парк «Токсовский» может быть создан до 1 января 2019 года.
Свежая просека для прокладки трубопровода на территории Ржевского лесопарка // Фото: Алексей Травин
Но такие скорости – редкое исключение из правил. «Новая» уже рассказывала о том, что на полках комитета залежались изготовленные с 2013 по 2016 год проекты не менее 17 новых ООПТ. И один из них – заказник Кузнечное на Ладоге – недавно выкинули из очереди уже на финишной прямой, после положительного заключения экспертизы. Он перебежал дорогу форелевому хозяйству. «Включение в Схему терпланирования вовсе не означает, что ООПТ автоматически будет создана, – поясняет Александр Карпов. – Процесс может застопориться на любом этапе – обследование, экспертиза, проект положения. Всегда найдутся интересанты, которые убедительно объяснят чиновникам, почему создавать ООПТ нецелесообразно».