Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ушли по-английски

3 августа 2018 08:54 / Политика

ЦИК готовит очередной десант для оздоровления петербургской избирательной системы. Тем временем все руководство ТИК № 29 тихо сложило с себя полномочия.

Петербург стал извечной темой ругани на заседаниях Центральной избирательной комиссии. В эту среду совещание началось с замечаний новому главе Городской избирательной комиссии Петербурга Виктору Миненко. Двое членов ГИК пожаловались главе ЦИК Элле Памфиловой на странные требования нового председателя: соблюдать на заседаниях строгий дресс-код, а перед собраниями исполнять гимн. «У вас есть более серьезные вопросы, которыми следует заняться, – строго заявила Памфилова. – Комиссия – это коллективный орган, в котором никаких начальников нет. Никто не имеет права заставить носить пиджаки и галстуки в жару. Полагаю, что в купальниках и плавках никто не ходит». А насчет гимна члены ГИК могут и сами договориться, без участия Москвы, но только голосованием, а не директивами.

От наставлений Памфилова перешла почти к угрозам и сообщила, что в Петербурге скоро высадится новый большой десант от ЦИК. «Это будет серьезно, всем все будет ясно!» – предупредила она. «У нас готовится выезд, чтобы вместе с УИКами (участковые избирательные комиссии), ТИКами (территориальные избирательные комиссии) и комиссией ГИКа провести тщательную работу над ошибками с учетом всех материалов проверок, которые у нас есть, – заявила Памфилова. – В рамках нашей компетенции мы сделали все, что могли. Но те факты, которые, мы считаем, должны иметь должную административную и уголовную оценку, мы их передали в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет. Насколько я знаю, сейчас материалы находятся в МВД Петербурга. Надеюсь, органы дадут справедливую оценку».


Заместитель главы ЦИК и куратор по Петербургу Николай Булаев, который и возглавит выездную группу, в более спокойном тоне пояснил, чем именно займется на берегах Невы: «Мы действительно хотим поговорить с нашими коллегами откровенно, чтобы понять перечень проблем и наметить совместное направление движения. Надеемся, что следующая избирательная кампания пройдет с учетом всех ошибок».


В заключение он сказал, что «интеллектуальный потенциал комиссии очень высокий».

Еще за день до этого совещания Городская избирательная комиссия приняла отставку председателя ТИК № 29 Марины Майковец, которая ушла по собственному желанию. «Новой» Майковец сказала, что причина – семейные обстоятельства, хотя член ГИК Алексей Березин (от «Партии роста») сообщил нам, что она уходит на работу директором школы. У Майковец есть опыт школьного менеджмента: еще до прихода в комиссию она работала директором школы № 360 во Фрунзенском районе.

По правилам одновременно с Майковец в отставку должны уйти ее заместитель Александра Леонович и секретарь комиссии Владислав Шерешев. Они также написали заявления по собственному желанию. Оба попали в ТИК по решению «собрания избирателей по месту жительства», что чаще всего означает админресурс и покровительство в районной администрации. Тем не менее Леонович и Шерешев пока остались при должностях, так как на собрании ТИК не случилось кворума.

Новым председателем должен стать человек из действующего состава ТИК: он полностью укомплектован, и будущий глава не может быть приставлен со стороны. Члены комиссии, с которыми поговорила «Новая», не в курсе, кто может заменить Майковец на посту председателя.

Заседание Санкт-Петербургской избирательной комиссии // Фото: st-petersburg.izbirkom.ru Заседание Санкт-Петербургской избирательной комиссии // Фото: st-petersburg.izbirkom.ru

Работа ТИК № 29 по результатам президентских выборов была признана неудовлетворительной даже Городской избирательной комиссией. Так, ненадлежащими комиссия признала контроль за деятельностью УИКов, а также работу по рассмотрению жалоб. Например, комиссия отказалась смотреть нашумевшее видео, на котором члены УИК № 268 (подконтролен ТИК № 29) вслух занимаются арифметикой, на глазах у наблюдателей приписывая несуществующую явку.

Некоторые материалы по результатам проверки направлены в прокуратуру. «Думаю, если бы Майковец не ушла сама, то появилось бы соответствующее решение комиссии, но уже не по собственному желанию, – поддержал отставку член ГИК с правом решающего голоса Алексей Березин. – Так что это собственное желание с учетом сложившейся ситуации. Очевидно, не Майковец должна проводить следующие выборы».

Другой член ГИК с правом решающего голоса Ольга Покровская («Яблоко») в целом поддержала уход Марины Майковец: «К ней было множество претензий. Больше всего претензий было еще в 2016 году, но тогда не приняли никаких мер». Покровская сожалеет о тихом уходе как Майковец, так и бывшего главы ГИК Виктора Панкевича: когда такие люди увольняются по собственному желанию, торжествует безответственность. «Проблема в том, что истинные причины всегда умалчиваются», – говорит она.

«Новая» направила в ЦИК запрос с просьбой предоставить результаты проверки, которую москвичи проводили в Петербурге в апреле под руководством Николая Булаева. На эти результаты, до сих пор не обнародованные, и ссылалась Элла Памфилова, когда говорила о заявлениях в Генпрокуратуру, МВД и Следком. Ответа мы пока не получили.


P. S. Теперь Березин призывает внимательно наблюдать. Не исключено, что следующим избиркомом с массовым исходом руководства станет ТИК № 22 Выборгского района. Уже на следующий день после президентских выборов ГИК признал его работу неудовлетворительной, а в апреле собирал рабочую группу для разбора всех жалоб на его работу.