Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Насильно в рай

4 сентября 2018 19:57 / Общество

В квартале на пересечении Лиговки и Расстанной несколько лет продолжается война жителей с компанией «СПб Реновация». Неделю назад там обвалилась стена бывшего завода резиновых изделий.

О том, что в просторном дворе на углу Расстанной и Лиговского проспекта компания намерена проводить реновацию, стало известно еще в 2010 году. Шесть лет инвестор раскачивался, но когда наконец начал в 2016 году уплотнительную застройку, жители потеряли и сквер, и пешеходные дорожки, и покой, и сон. Строительство четырех домов, парковки и подведение коммуникаций не останавливалось ни днем ни ночью. Мало того, из-за постоянных строительных работ пошли трещинами дома, расположенные вплотную к стройке.

Полицейские, которых вызывали жильцы, разводили руками и предлагали писать в Смольный. Они не знали, что жалобы отправлены не только им, но и в Кремль, и даже консулу Соединенных Штатов Америки.

Обвалившаяся стена бывшего завода. Фото Елены Лукьяновой Обвалившаяся стена бывшего завода. Фото Елены Лукьяновой

Масштабную «реновацию» с расселением горожан в новые дома затеяли при губернаторе Валентине Матвиенко. Местный парламент в 2008 году издал закон «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий (РЗТ) в Санкт-Петербурге». Задумывалось все как «повышение уровня обеспеченности населения жильем», реконструкция старых домов и повышение эффективности застроенных территорий. Жителей ветхих домов должны были переселить в новые, но на прежней территории. По итогам открытого аукциона Смольный заключил договоры с компаниями «Воин-В» и «СПб Реновация». Предполагалось, что так называемое развитие закончится к январю 2019 года. Но не тут-то было.

На днях Комитет по строительству отчитался, что по построенным площадям на 29 августа компании исполнили только 3,5% от запланированной программы РЗТ (300 тысяч квадратных метров из 8,5 миллионов). В начале 2018 года этот показатель равнялся двум процентам. Еще менее презентабельно выглядит статистика по количеству переданных в собственность города квартир для переселения жильцов. «Воин-В» исполнил свои обязательства на 7%, а «СПб Реновация» – на 1,8%, то есть последние сдали 287 квартир, в которые могли заехать жильцы домов, вошедших в программу реновации.

Отчет строительного комитета появился на следующий день после того, как Смольный и «СПб Реновация» в суде заключили мировое соглашение. По нему сроки расселения горожан в новые дома и в целом программы РЗТ сдвинулись на десять лет – до 2029-го. Комитет имущественных отношений (КИО) Смольного хотел вообще разорвать отношения с незадачливыми бизнесменами по суду, но тот встал на сторону инвестора. Чиновники сжалились и не стали ждать результатов апелляции – заключили мировое соглашение.


У «СПб Реновации» находилось множество объяснений срыва сроков. Беда была и в жителях кварталов, которые судились и жаловались во все инстанции, и в том, что на выделенных территориях было мало пятен под новую застройку, и в том, что некоторые дома уже по ходу дела признавали памятниками.


К слову, именно поэтому Арбитражный суд и встал на сторону «СПб Реновации» в споре о пролонгации программы – компанию признали жертвой обстоятельств.

В результате в «Новом Лиговском» за годы действия программы появились только четыре дома из запланированных десяти, но компания до сих пор никого не расселила.

Квартал этот, ограниченный Лиговским проспектом, Расстанной, Тамбовской и Прилукской улицами, очень неоднороден. Жилые дома здесь возводили с 1738 по 1939 год. До прихода инвестора здесь располагался 51 дом, но расселению подлежали всего пять. Жильцам обещали новые инженерные сети, благоустройство дворов с детскими и спортивными площадками, современную социальную и бытовую инфраструктуру, парковочные места и, наконец, новый детский сад. Жители тут делятся на две категории: одни попали в программу реновации и ждут расселения, а другие в программу не попали и им просто обещали сделать вокруг красиво.

Стоит ли говорить, что за девять лет здесь не появилось ничего из перечисленного, кроме разве что новых инженерных сетей. Но траншеи для них роют прямо под их окнами, из-за чего, как считают жильцы, их дома разрушаются. В ночь на 21 августа посреди квартала обвалилась стена бывшего завода резиновых изделий. «Стена рухнула примерно в четыре утра. Наш дом практически подпрыгнул», – поделилась в соцсетях Дина Шанева. «Новой» она сказала, что ее дом по Лиговскому, 212г (как, впрочем, и дом напротив), покрылся сквозными трещинами: не выдержал круглосуточных строительных работ вокруг и подкопов прямо по периметру. Трещинами давно пошла и единственная в квартале хрущевка по Тамбовской, 75, которая как раз в программу реновации не попала!

Дом на Лиговском, 212г, в программе есть, но его жители совсем не уверены, что их расселят в пределах квартала. В планах компании расселить 38 семей, из которых 32 – собственники, а еще шесть – наниматели. Но, по словам Ирины Горловой, ей уже предлагали перебраться в ЖК «Стереос» на Ржевку, от чего она, конечно, отказалась: по закону ей не надо ехать за тридевять земель, если застройщик хочет квартиры в центре города отдать исключительно под продажу. Но жители боятся, что если стройка за окнами приведет их дома в аварийное состояние, вопросом переселения будет заниматься город, а не компания. И тогда 38 семей легко можно будет выселить на ту же Ржевку.

Соседке Ирины по расселяемому дому Дине Шаневой представитель застройщика заявил: «Из-за того, что ваши соседи судятся, мы вас расселять не будем!» – рассказала она «Новой». Ей предложили подписать обращение к губернатору с просьбой, чтобы «СПб Реновация» усовершенствовала квартал. Так жителей пытаются расколоть, столкнуть лбами и показать Смольному и судьям, что в квартале настроения неоднородные. Подписывать Дина ничего не стала. И вспомнила, что когда «инвестор» вырубил сквер – на его месте вырос один из четырех построенных домов. Однако директор по жилищной политике «СПб Реновации» София Терникова в разговоре с журналистами назвала сквер пустырем, а противников застройки – завистниками, которые не попали в программу.

Впрочем, Шанева и Горлова, попавшие в программу расселения, с пониманием относятся к соседям по кварталу, которые в нее не попали и судятся с «СПб Реновацией». В частности, в связи с тем, что «лишились перспективы иметь элементы благоустройства в виде спортивных, детских площадок и озеленения». Сейчас стройплощадка находится прямо под окнами дома, где живут Клавдия Афанасьева и Нина Темнова, – между забором и их домом нет и пяти метров. Придомовую территорию они пытались отвоевать в суде, но безрезультатно. «А что помешает им, когда закончится строительство, на месте временного забора установить постоянный?» – задает риторический вопрос Темнова.

Фото Елены Лукьяновой Фото Елены Лукьяновой

«Если честно, мы испытали уже всё, даже к консулу США ходили! – рассказала Клавдия Афанасьева. – Это от безысходности: когда мы поняли, что всё, что мы посылаем Путину, спускается к тем, на кого мы жалуемся. Думали, что там люди непредвзятые, не будут отправлять в Смольный». Письмо у активисток приняли, но что с ним стало дальше, они не знают.

Представитель Фрунзенского района в Законодательном собрании города Борис Ивченко, по словам жителей, отделывается от них отписками, что «принял жалобы к сведению». Помощник депутата Бориса Вишневского Арсений Афиногенов рассказал «Новой», что они готовят проект включения уцелевшего сквера в Перечень территорий зеленых насаждений, чтобы и он не пал жертвой «реновации» и отправили  запрос Полтавченко с просьбой не продлевать разрешение на строительство. Но после заключенного мирового соглашения ответ губернатора предсказуем: никаких препятствий для продолжения программы реновации нет.

Фото

  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»
  • Фоторепортаж: «Насильно в рай»