Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Наукоград в глухом лесу

6 сентября 2018 20:06 / Общество

В 200 километрах от города НИПИград планирует построить город-спутник Петербурга с университетом, центром инновационных технологий и местным Лас-Вегасом.

Сегодня до поселка Алхо с населением в 60 человек по дороге, мягко говоря, среднего качества на машине можно доехать за три часа. На электричке – за четыре, с долгой и неудобной пересадкой в Кузнечном. Места там красивые и заповедные – в двух километрах от будущего «инновационного города Алхо» находится национальный парк «Ладожские шхеры». Экологи начали было бить тревогу – соседство с грандиозной стройкой только что созданному нацпарку явно не пойдет на пользу, но эксперты советуют не беспокоиться раньше времени – из этой идеи, скорее всего, ничего не выйдет.

Изначально гендиректор НИПИграда Юрий Кириенков заявлял, что число жителей нового города будет около 30 тысяч. Однако в разговоре с «Новой» фигурировала уже более скромная цифра – 15 тысяч. Согласно концепции (НИПИград выступает и автором проекта, и девелопером) город разместится между дорогой Петербург – Сортавала и однопутной железнодорожной веткой Кузнечное – Сортавала.

Схема формирования города-спутника Алхо. Фото rk.karelia.ru Схема формирования города-спутника Алхо. Фото rk.karelia.ru

В 2007–2008 годах здесь шла активная борьба общественности против строительства горнодобывающих предприятий, и многие, но не все проекты карьеров удалось отбить. Так, вплотную к Алхо работает «Аникей-Люкс». Как добыча камня будет соседствовать с жилой застройкой, учебными, научными и развлекательными учреждениями, сказать сложно. Кроме того, большая часть территории будущего города-спутника относится к лесному фонду, у которого есть арендаторы (в основном лесозаготовители). Соответственно, НИПИграду придется решать вопрос и с этими правообладателями.

Кириенков уточнил, что площадь самого города будет в 3–4 раза меньше зоны проектно-изыскательских работ (в итоге – около 1 тысячи га). Вопрос с переводом участков лесного фонда он считает вполне решаемым с учетом поддержки проекта карельскими госструктурами. По его словам, готовится соглашение о намерениях с АО «Корпорация развития Республики Карелия» (структура, учрежденная правительством республики, со статусом официального агента по привлечению инвестиций. – Прим. ред.).

Проект «инновационного города высоких технологий» уже обсуждался на рабочем совещании Министерства экономического развития Карелии и был признан перспективным. На вопрос «Новой», кто будет инвестором грандиозного проекта, в НИПИграде ответили, что эта информация пока является коммерческой тайной, но три четверти финансирования будут от частного бизнеса. Соответственно, четверть девелопер рассчитывает получить из бюджета. Ориентировочная стоимость определится только после создания «Мастер-плана инновационного города Алхо». Первые цифры по стоимости проекта Юрий Кириенков готов озвучить только после утверждения генплана будущего Алхоского городского поселения.


Всевозможные дополнительные функции нового города – казино, университетский кампус, образовательный центр для одаренных детей, тематический парк, порт в поселке Куркиёки и т. п. – гендиректор НИПИграда подтверждает, но подчеркивает, что пока они рассматриваются лишь в формате предварительных планов. За их проработку НИПИград намерен взяться после создания окончательной версии концепции.


В идеале проектировщики видят Алхо не просто наукоградом, а «особой экономической зоной технико-внедренческого типа с технопарком», а также «территорией опережающего социально-экономического развития». О сроках реализации этой идеи можно будет говорить не раньше чем через два-три года, когда будут готовы документы территориального планирования.

Насколько реализуем наукоград посреди леса? С одной стороны, нет ничего невозможного. С другой – стоит вспомнить, что в марте этого года НИПИград уже анонсировал не менее амбициозный проект – создание штаб-квартиры «национальной системы астрозащиты» на базе Пулковской обсерватории. Проект оказался предметом лишь частных интересов НИПИграда, и дальше публикаций дело не пошло. Хотя в числе заинтересованных лиц тогда упоминались серьезные структуры, такие как Федеральная служба охраны и Российская академия наук.

В нынешнем случае одобрение идеи карельским руководством еще ни о чем не говорит. Кто же не одобрит идею привлечения в республику мегаинвестиций! Но подписание рамочного соглашения о намерениях, если оно состоится, никого ни к чему не обязывает. Посему выскажем осторожное предположение, что в ближайшем будущем покою лесов и озер ничего не грозит. Пока что в южной Карелии существует дачная застройка, которая не очень сочетается с идеями «высокоточных производств» и увеличением населения в несколько раз.

Вызывают сомнения и инфраструктурные условия для будущего города. НИПИград ссылается на масштабные планы властей по строительству объектов инфраструктуры (такие как электрификация железнодорожного участка Кузнечное – Сортавала, прокладка второго главного пути Лосево – Сортавала, строительство новой автодороги в Выборгский район Ленинградской области, газификация Лахденпохского района Карелии), но по факту многие из них существуют пока в режиме таких же идей, как и город-спутник Алхо. Газовая труба пока дошла только до Олонца (после чего коммунальные счета повысились вдвое). Что до железной дороги, то местным жителям удается разве что спасать дизельную ветку Кузнечное – Сортавала от полного закрытия. Три года назад закрытое движение восстанавливали через суд.

«Думаю, шансов у этого проекта нет, – считает эксперт по территориальному планированию, директор Центра ЭКОМ Александр Карпов. – Хорошо, что есть люди, готовые заниматься развитием территорий, но это функция не проектного института, а девелопера. Когда институт одновременно выступает как девелопер – странное сочетание. В материалах НИПИграда нет ответа на главный вопрос: а зачем этот город нужен? В случае с городом-спутником Южный обоснованием были деньги. Другой вариант – инициатива общественного движения, так создаются экопоселения. Но в этом случае нет ни инвесторов, ни общественных инициатив».