По воде аки посуху
Круглое озеро в районе поселка Стеклянный Всеволожского района «забыли» включить в реестр водных объектов и нарезали частные земельные участки не только на берегах, но и на водной глади. Исправлять ошибку (или подлог) чиновники не спешат, посылая обращения граждан по кругу.
Круглое – одно из самых чистых озер в Куйвозовском поселении. Каково же было удивление активистки Антонины Барановой, когда на кадастровой карте она обнаружила, что гладь озера и его берега порезаны на земельные участки сельхозназначения с видом использования «для дачного строительства», «для ведения садоводства» и «для сельхозпроизводства». Причем границы «водного» земельного участка № 47:07:0155001:98 точно совпадают с конфигурацией водоема, что исключает кадастровую ошибку: мол, инженеры просто не знали, что здесь вода, и расчертили территорию по линейке. Сомнительно, что жители будущего СНТ займутся выращиванием устриц – такое межевание скорее указывает на попытку закрыть озеро забором коттеджного поселка.
Формирование земельных участков на месте водных объектов запрещено, поэтому Антонина принялась выяснять, как такое оказалось возможным. Выяснилось, что Невско-Ладожское бассейновое водное управление (НЛБВУ) не включило Круглое озеро в реестр водных объектов. И хотя в ответе из НЛБВУ подчеркнули, что даже если озера нет в реестре, это не значит, что на воде можно нарезать участки, Баранова принялась писать всем профильным ведомствам с требованием возникшую нестыковку поскорей убрать и вернуть людям озеро.
И вот тут началось самое интересное: чиновники отнюдь не спешили исправлять ошибку. Письма Барановой футболили из комитета в комитет, игнорировали важные вопросы и отвечали на второстепенные и т. д. У Антонины возникло стойкое ощущение, что участники переписки – замглавы Управления Росреестра по Ленинградской области (чье ведомство и зарегистрировало на акватории сухопутный участок), председатель Комитета по природным ресурсам, председатель Комитета госэконадзора, директор НЛБВУ и руководитель администрации Куйвозовского сельского поселения – не хотят, чтобы ошибка была исправлена.
Так, председатель КПР ЛО сделал вид, будто не понял, что речь идет о включении озера в водный реестр, а не о постановке его на кадастровый учет. И сообщил, что на данную операцию в бюджете нет денег. Хотя признать озеро озером можно совершенно бесплатно. В Росреестре и вовсе пообещали переслать письмо… в Управление ветеринарии! С таким же успехом они могли переслать запрос в Управление психиатрии.
После этих отписок (все ответы имеются в редакции) подозрения в коррупционной подоплеке истории укрепились. А зацементировал их бывший глава администрации Куйвозовского поселения В. И. Веселов, который в ответ на просьбу установить публичный сервитут для прохода к береговой полосе озера заявил: «Так как существующий подъезд к озеру Круглому расположен на частной территории, в данный момент наложение сервитута на него не представляется возможным».
Вряд ли Веселов не знал, что сервитут – это не что иное, как ограниченное право пользования чужим частным участком. И муниципальная администрация может устанавливать таковой через суд. «Вопрос организации беспрепятственного подъезда к водному объекту требует дополнительной проработки, в связи с чем вам будет сообщено дополнительно», – пообещал он, однако ни проработки, ни сообщений больше не было. Никаких комментариев по поводу самозарождения подводных участков глава администрации также не дал.
Круглое озеро на публичной кадастровой карте
Единственным более-менее адекватным ответом оказалось письмо НЛВБУ. «Отсутствие водного объекта в государственном водном реестре всего лишь указывает на степень его гидрологической изученности, а не доказывает его отсутствие на местности», – сообщает замначальника отдела водных ресурсов А. Мельникова. Она подчеркивает, что все ограничения, накладываемые Водным и Земельным кодексом, на озеро Круглое вполне распространяются: запрещается приватизировать как сам водоем, так и его береговую полосу, нельзя перегораживать берег и т. д. Что касается внесения Круглого озера в государственный водный реестр, то, по мнению Мельниковой, у НЛВБУ «отсутствуют для этого правовые основания». Главным исполнителем процедуры включения названо Федеральное агентство «Росводресурсы» (НЛВБУ – его территориальный орган). В свою очередь, гидрологическое изучение Круглого озера должна на безвозмездной основе провести Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Но о том, как побудить перечисленные структуры к действию, в письме не сказано. Есть, впрочем, намек на то, что автором исследования может быть не Росгидромет, но тогда – не на безвозмездной основе: «Для определения статуса водного объекта необходимо провести обследование силами специализированной организации, имеющей лицензию на данный вид работ».
То есть теоретически заинтересованные жители могут сами инициировать включение озера в реестр, заказав для этого необходимую экспертизу. Однако эксперт по экоправу Анастасия Филиппова считает, что акцентироваться на реестре нет особой нужды. Так как формирование участков было незаконным вне зависимости от наличия озера в реестре, администрация Всеволожского района должна в любом случае аннулировать часть из них. Как минимум те, что нарезаны прямо на воде и на береговой полосе. А также в соответствии с 131-ФЗ «О местном самоуправлении» обеспечить к ней доступ. В свою очередь, Росреестр обязан снять незаконные участки с кадастрового учета. То, что изображено на кадастровой карте сейчас, вызывает сомнение в профессионализме его сотрудников. Помимо участка на дне, вокруг берега выделена тонкая лента береговой полосы (ага, значит, инженеры знали, что это озеро!), но она также оформлена как частный участок с номером 47:07:0155001:301.
Забавы ради можно потыкать на участки и составить список виртуозов подводного кадастра: это инженеры Елена Орлова, Анатолий Матвеев и Владимир Морозов. Похоже, оптовый распил озера случился в 2010 году и процедура происходила с использованием бренда сельского производственного кооператива «Пригородный».
Участки межевались как паи этого СПК. Одно время владельцем одного из больших береговых участков (площадью несколько га) значился гендиректор компании «Евроавто» Игорь Комолов, который ранее засветился в берегозахватном скандале в Токсово, но впоследствии он его продал. Сейчас весь берег порезан на участки стандартного дачного размера – 15–20 соток. Пока они не осваиваются, но, понятно, хозяева и техника могут появиться в любой момент.
Кто и что должен делать для исправления ситуации – вроде бы понятно. Но вот как понудить к этому чиновников – неизвестно. По идее, соответствующие предписания должна дать прокуратура. Не согласятся по-хорошему – подать иски в суд. Но год назад от природоохранной прокуратуры Ленинградской области поступила лишь пространная отписка. Похоже, она тоже не видит ничего странного в подводном садоводстве.
***
О другом прецеденте земельного участка на водной глади «Новая» уже рассказывала. Но в поселке Солнечное в Санкт-Петербурге озеро было специально исключено из водного реестра, чтобы позволить структуре сына тогдашнего губернатора города Валентины Матвиенко приватизировать его. Городские профильные ведомства заявляли, что озера не существует, тогда как в существовании Круглого никто не сомневается.