Ну отдайте безвозмездно…
У министерства обороны просят 670 га оборонных лесов Ржевского полигона — якобы на строительство дорог.
Руководство Всеволожского района уже давно воюет с Министерством обороны за то, чтобы получить в свое пользование под застройку огромные территории. На этот раз глава района Ольга Ковальчук обратилась напрямую к Сергею Шойгу: «Как настоящий военный, вы понимаете, что в пяти километрах от Санкт-Петербурга никакие испытания артиллерийского вооружения проводить нельзя», — написала она ему в ноябре прошлого года.
Чиновница несколько покривила душой: участки, о которых она пишет, находятся не в пяти, а в 24–27 км от города. Суды по этим участкам Всеволожский район в 2017 году уже проигрывал военным. И на этих судах представители Минобороны неоднократно заявляли, что ближняя часть Ржевского полигона используется только для испытаний дронов и тренировок морских пехотинцев. Кроме того, даже если бы военные отказались от сотен гектаров, согласно Постановлению правительства РФ № 135 от 1998 г., их земли должны быть возвращены в лесной фонд, а не в муниципальную собственность.
Иными словами, не может быть никакой прямой и безвозмездной передачи земли: глава района подбивает министра обороны нарушить закон и вводит его в заблуждение.
Далее Ковальчук пишет: «Дайте возможность связать две части района, нормально построить кольцевую дорогу вокруг Санкт-Петербурга, объездную дорогу вокруг Всеволожска и поселка Романовка». Однако, взглянув на кадастровую карту, легко заметить, что все три наиболее обсуждаемых варианта трассировки КАД-2 обозначены либо в 10 км южнее от испрашиваемых участков (по северному берегу озер Хеппоярви и Кавголовского), либо в 10 км севернее, на широте Матоксы. «Объездная дорога вокруг Всеволожска и поселка Романовка» — это вообще не здесь. Все перечисленные Ковальчук участки находятся в рекреационно привлекательном лесу вдоль дороги Токсово – Матокса со множеством озер. Основной вид хозяйственной деятельности, который там практикуется вопреки протестам Морозовского военного лесничества, — дачная застройка. И все суды, которые идут между администрацией Всеволожского района и Минобороны более десяти лет, нацелены главным образом на легализацию строительства.
Третьим лицом в процессах, а иногда и истцом выступает земельный «девелопер» оборонного участка 47:07:1424001:12 — СНТ «Защита» и ее председатель Сергей Атаманчук, бывший начальник Управления МЧС Выборгского района СПб, а ныне председатель совета садоводств Всеволожского района.
Примечательно, что район уже десять лет район судится с военными в интересах Атаманчука, а Министерство обороны почти без боя сдает ему участок за участком. Военные не мешали ему в течение трех лет строить в лесу незаконную дорогу, лишь составляли акты о лесонарушениях, полиция не приезжала на вызовы по поводу незаконного строительства. Конечно, если проанализировать все судебные акты, то окажется, что военные иногда побеждают Атаманчука. Но в целом в этой битве государство выглядит значительно слабее. Возникает ощущение, что районным чиновникам удобен этот напористый человек. В судах он выступает тараном. А дорога, которую он построил, помогла повысить капитализацию спорных участков на озерах Воякоярви и Тинуксеньярви.
Но кроме подъездных путей к коттеджам, никто не намерен здесь строить никаких скоростных кольцевых дорог.
Тем более что в ряде случаев на оборонных участках земли уже распроданы на дачные наделы — по садовым книжкам, без свидетельств о собственности. Например, до недавнего времени в тяжбах фигурировал оборонный участок 47:07:1424001:6 (34 га). По факту он давно застроен СНТ «Защита». Летом 2017 г. Минобороны добилось решения о сносе домов нескольких дачников, но администрация района в 2018 г. отстояла участок, и все дома были легализованы.
Теперь на примере этого массива можно представить, как будет выглядеть оборонный лес после передачи его СНТ «Защита». Участок полностью огорожен забором, причем на берегу озера Лассылампи он проходит в 6–10 метрах от воды. Как гласит объявление, забор поставлен «в связи с диверсией в СНТ «Защита».