Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Через сугробы в светлое завтра

15 февраля 2019 11:39 / Общество

Областные электросети не выдерживают испытания ветром и снегом.

Обрывы сетей электропередач в результате снегопада — ЧП нередкое, но Лужскому району в этом году не повезло особенно.

Началось с того, что стихия испортила новогодние праздники жителям деревни Низовская. Андрей Калих, который с семьей здесь постоянно живет уже много лет, рассказал, что первый раз свет пропал 29 декабря и зажегся только перед самым Новым годом — и то благодаря дизель-генераторам, пригнанным, судя по номерам, из Москвы. «Похмельным утром 1 января генераторы отогнали, и свет снова погас на два дня, — говорит он. — И так без остановки весь январь, а теперь и февраль. 5 февраля из-за отключения света не работала единственная в округе школа, дети сидели в классах с фонариками, пока их не отправили по домам».

Сельчан успокаивали рассказами о том, что последствия шторма «Аапели», который обрушился не только на Северо-Запад, но и на Финляндию, в России ликвидировали гораздо быстрее, но местные, в очередной раз зажигая керосиновые лампы, не очень этому верили. В короткие промежутки между блэкаутами они залезали в интернет и читали, что, хотя в Финляндии остались без электроэнергии 100 тысяч человек, а в Ленобласти всего 6 тысяч, финны сидели в темноте всего несколько часов в отличие от их собратьев по несчастью через границу. В Низовскую пришлось повторно вызывать отряд генераторов. «Они подъехали и стали работать круглыми сутками. Соседи подкармливали и поили чаем москвичей — водителей и электриков, брошенных, казалось, на произвол судьбы и безвылазно мерзших в своих кабинах», — рассказывает Андрей Калих.

Новый год со светом встретили только благодаря генераторам / Фото: Андрей Калих Новый год со светом встретили только благодаря генераторам / Фото: Андрей Калих

В итоге шторм ушел, генераторы уехали, а перебои с энергией остались. От отчаяния жители направили коллективную жалобу на энергетиков в областную прокуратуру, которая, естественно, переправила ее в ПАО «Ленэнерго». ПАО ответило жителям Низовской в установленный законом срок, что конкретно в их краях пришлось в авральном порядке спилить 40 деревьев, которые упали на провода, и еще 600 из тех, что могли упасть.

Кроме того, 17 января «Ленэнерго» выпустило релиз о борьбе со стихией, в котором, в частности, уточнило, что «начиная с 2014 года на территории Ленинградской области финансировало работы по расширению и расчистке просек, приобретению автотранспорта и специализированной техники в ограниченном объеме ввиду плохого финансового положения компании на территории региона, ограничения темпов роста тарифов на передачу электроэнергии». Несмотря на эти трудности, регламент восстановления сетей не нарушался.

Словом, если бы акционерному обществу позволили повысить тарифы — просеки вырубались бы эффективней

По данным ПАО «Ленэнерго», энергетики как минимум трижды объявляли аврал из-за восстановительных работ. Сначала сообщалось о 56 бригадах, затем их число превысило сотню, а к концу новогодних каникул в лесах Ленобласти трудились более 600 человек в составе 170 бригад. В итоге ликвидирован 2851 дефект на сетях. По данным «Ленэнерго», 36 тысяч деревьев в итоге ликвидировали, у 3728 обрезали крону.

К сожалению, в релизе не было ни слова о том, как можно улучшить ситуацию с обрывами проводов. Было лишь упомянуто, что за первые две недели января сотрудники обследовали 4000 км сетей — то есть примерно 20% всех магистралей области. Ведь когда ветка падает на кабель, происходит аварийное отключение всего участка. Чтобы избежать столь трудоемкой, а в зимнее время практически непосильной работы, существует специальный провод, которому упавшие ветки не страшны: самонесущий изолирующий провод (СИП). Было бы логично, если б СИП протягивали в наименее доступных местах, но его пока используют в основном в населенных пунктах. А в чащах, где одна ветка может перекрыть ток на всей магистрали, используются старые провода. Кроме СИПов, существуют датчики, которые позволяют мгновенно определять место обрыва, но об их внедрении пока только идут разговоры.


Однако, помимо отсутствия дорогостоящих датчиков и современного технологического оборудования, на которое из-за низких тарифов денег нет, у блэкаутов есть еще одна, куда более банальная причина. По данным самих энергетиков, план по расчистке и расширению просек недовыполнен в прошлом году на 37%.


Просеки, понятное дело, расчищает не само «Ленэнерго». Казенное предприятие «Ленобллесхоз» с 2015 года стабильно выигрывает конкурсы на расчистку лесных просек в разных районах, но затем контракты разрываются из-за их неисполнения. По данным информационного агентства 47news, конкуренты «Ленобллесхоза» терпели поражение на торгах чаще всего из-за копеечного (в буквальном смысле) перевеса по цене. Как следует из данных сайта госзакупок, лесхоз, в свою очередь, регулярно осуществлял закупки на выполнение работ по расширению просек у третьих фирм. Но за 12 лет существования в «Ленобллесхозе» сменилось шесть директоров, причем в отношении некоторых были возбуждены уголовные дела, немудрено, что у предприятия возникали миллионные долги перед субподрядчиками и те прекращали работу.

Поэтому лес рубят не летом или осенью, когда это удобнее всего с точки зрения здравого смысла, а в авральном порядке, когда пробираться к местам обрывов приходится через метровые сугробы.

По данным ПАО «Ленэнерго», энергетики как минимум трижды объявляли аврал из-за восстановительных работ. Сначала сообщалось о 56 бригадах, затем их число превысило сотню, а к концу новогодних каникул в лесах Ленобласти трудились более 600 человек в составе 170 бригад. В итоге ликвидирован 2851 дефект на сетях. По данным «Ленэнерго», 36 тысяч деревьев в итоге ликвидировали, у 3728 обрезали крону.

Нина АСТАФЬЕВА