Навострили лыжи
Прокуратура, МВД, Минобороны и администрация предприняли новую атаку на рейдеров, которые оптом захватывали ценные участки в Токсово в середине 2000-х гг. Удастся ли возобновить производство дел с истекшими сроками давности? Вернутся ли берега озер государству?
Министерство обороны РФ подало в суд на граждан Андрея Сластина и Вадима Савчука, требуя вернуть незаконно захваченные участки на лыжно-биатлонной трассе СКА в Токсове. Встречным иском Сластин и Савчук требуют от военного ведомства обеспечить право проезда к «их» земельным участкам на трассе. О продаже трассы СКА через «Авито» «Новая» рассказывала в феврале. Подобных историй десятки. Причина, по которой именно этот случай получил широкий резонанс, в том, что здесь природоохранная тема пересеклась со спортивно-политической.
Спасение лыжни
Трасса, на которой граждане нарезали себе участки индивидуального жилищного строительства (ИЖС), — единственный спортивный объект такого уровня в радиусе 250 км от Петербурга. За тридцать лет здесь подготовлено с десяток олимпийских чемпионов и призеров мировых соревнований. Однако на одном из недавних заседаний суда представители Сластина и Савчука заявили, что они-де построили лыжную трассу, а Минобороны и СКА не имеют к ней никакого отношения!
Об истории написали спортивные СМИ. Известные лыжники — питомцы трассы СКА — обратились за помощью к чиновникам и депутатам (один из них, призер Олимпиады Владимир Драчев, и сам теперь депутат Госдумы). В результате другой депутат ГД, Михаил Романов, незамедлительно обратился в правоохранительные органы с требованием провести соответствующие проверки сделок с землей в районе токсовской лыжни. По его запросу силами УЭБ МВД уже проведена проверка, и материалы для возбуждения уголовного дела направлены в Следственный комитет Ленинградской области. Теперь решение за ним.
На трассе СКА / Фото: skisport.ru
Будем надеяться, что СК доведет дело до конца и оно не закончится так же, как случилось в 2009 году. Тогда единственного подозреваемого в махинациях с земельными участками Михаила Сокирко кто-то «удачно» ударил железной трубой по голове, после чего рассыпались сразу несколько уголовных сюжетов по кражам токсовских земель в середине 2000-х (трасса СКА на озере Хеппоярви, общественный пляж «Сосны», участки Минобороны на Пушкарской ул. вблизи озера Вероярви, территория противотуберкулезного санатория «Токсово» в деревне Сярьги)
Пострадала честь
Найти истинных бенефициаров махинаций с трассой несложно. Кроме Сластина и Савчука, интерес для правоохранителей, несомненно, представляет гражданка Анжелика Боброва: именно эта дама зимой выставила 11 участков лыжни на продажу, чем и привлекла внимание спортивного и экологического актива. Кстати, в прошлом году Минобороны уже отсудило у нее два участка, причем ее аргументы в суде звучали не менее эпатажно, чем у Сластина — Савчука. Она заявила, что никакой трассы нет вообще, а есть коттеджный поселок, где находятся ее участки, на которых она «ведет хозяйственную деятельность». В качестве таковой демонстрировались замшелые артефакты — фундаменты домов, которые она пыталась построить прямо на трассе в 2004 году.
Добавим, что на днях Боброва подала в суд на «Новую газету» о защите чести и деловой репутации и требует компенсацию морального вреда в размере 115 тысяч рублей: после публикации «Фабрика липы» она почувствовала «ухудшение состояния здоровья, душевные волнения и переживания».
Как заявляет ее юрист Генрих Менгден, «продаваемые истицей земельные участки не являются объектами спортивной инфраструктуры, так как предназначены для ИЖС». Третьими лицами в иске идут все те же Сластин с Савчуком. Первое заседание назначено на 16 апреля.
Спортсмены-оборотни
Еще кандидаты в фигуранты нового дела — спортивно-строительное семейство Казьминых. Согласно материалам старого уголовного дела № 5110 от 06.06.2005, Алексей Сергеевич Казьмин участвовал в скупке земель трассы вместе с Бобровой, Сластиным и Савчуком в 2003–2004 годах. Сейчас за ним числится шесть участков лыжни на берегу Хеппоярви. Другой Казьмин, Игорь Владимирович, неплохо пообкусывал базу СКА с другой стороны. Два дачных некоммерческих партнерства (ДНП), учредителем которых он является — «Спорт» и «Южный склон», — суммарно заняли несколько гектаров его территории с юго-запада, у биатлонного стрельбища. В частности, был уничтожен легендарный подъем «Самурай», сертифицированный для лыжных гонок международного класса. Его попросту срыли, построив дома. Что примечательно, в отличие от остальных бенефициаров, Казьмины имели непосредственное отношение к клубу СКА. Согласно базе ЕГРЮЛ, кроме своих ДНП, Игорь Казьмин являлся учредителем организаций под названием «Ленинградская областная федерация фристайла» и «Спортивный клуб Кавголово». Еще один Казьмин, Антон Игоревич (очевидно, сын), значился в этом клубе директором. Он же в настоящий момент руководит «Горнолыжной школой СКА». Кстати, в ООО «Спортивный клуб Кавголово» участвовала вся троица: у Алексея Казьмина там 33%.
В захвате приграничных участков трассы замечены и другие коттеджные поселки по соседству. Садовое некоммерческие товарищества (СНТ) «Мадио-Озерки», «Токсовское» и «Светлое» наступают на СКА с юга и с востока. Так, всего за месяц в феврале 2019 года вплотную к лыжне вырос новый коттедж СНТ «Светлое». В отличие от участков Бобровой, Сластина, Савчука и Ко, этот «ползучий захват» не имеет даже попыток документарного подкрепления. Участки проданы по садовым книжкам, не поставлены на кадастровый учет, не имеют свидетельств о собственности. «Отсутствуют кадастровые номера и адреса земельных участков, подлежащие проверке», — пишет замглавы управления Росреестра Е. В. Ситникова. «Акты, разрешающие расширение СНТ «Токсовское», «Мадио-Озерки» и «Светлое», не издавались, — сказано в недавнем ответе токсовской администрации. — Администрация совместно с Министерством обороны РФ не согласовывала расширение указанных СНТ». Известно, что сейчас Минобороны также пытается судиться за эти «прирезки».
12 марта в Токсово прошли слушания по установлению публичного сервитута к пляжам западного берега озера Лассылампи / Фото: Ирина Андрианова
Под копирку
В марте стало известно о возобновлении производства еще по одному сюжету в связи с «делом Сокирко» — теперь на озере Вероярви, на Пушкарской ул. Там тоже речь шла о хищении земель Минобороны, но теперь за дело взялась гражданская прокуратура. Несколько лет подряд некий бизнесмен Олег Котляревский пытается легализовать 4 га близ южного берега озера, вплотную к заказнику «Озеро Вероярви». Один раз ему даже удалось через суд «подвинуть» границы заказника, так как туда незаконно, по его мнению, включили его 21 участок. В 2017 году он сумел добиться их перевода из зоны зеленых насаждений в зону ИЖС. Но в 2019 году Всеволожская прокуратура квалифицировала происхождение участков как «мошенничество в особо крупном размере». Проверка установила, что постановлений токсовской администрации от 1995–97 гг., по которым они якобы выделялись, в природе не существовало.
Описание махинации на Пушкарской полностью копирует события на трассе СКА: тоже подложные постановления на подставных лиц, которые в 2003 году синхронно продают свои участки истинным интересантам.
Что забавно, число участков совпадает с тем, что было в деле Бобровой/Сластина/Савчука/Казьмина — тоже 21. Любимое число Михаила Сокирко? Но последовал удар трубой по голове, и дела № 180134 от 25.10.2006 тоже не стало.
Возможно ли его возобновить? «В действиях неустановленных лиц усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ», — сообщает прокурор. Однако он полагает, что срок давности по таким преступлениям составляет десять лет, а так как изготовление подложных документов датируется 2003 годом, то «материалы в орган, осуществляющий предварительное расследование, направлены быть не могут». Но ведь можно не возбуждать новое дело, а просто восстановить старое. В противном случае и усилия депутата Михаила Романова по трассе СКА могут пропасть втуне: трассу СКА тоже пилили в 2003–2004 гг., формально сроки прошли. А вот если просто «вспомнить» о ранее возбужденных уголовных делах № 5110 и № 5112 от 2005 года, то продлить сроки можно.
Вопрос в другом: захотят ли органы «вспомнить всё»? Пока что всеволожский прокурор решил вернуть участки на Вероярви в гражданском порядке: «По факту незаконного изъятия земель из собственности РФ прокуратурой во Всеволожский городской суд будут направлены исковые заявления об истребовании участков из незаконного владения». Но опять-таки загвоздка: в 2012 году Всеволожский район уже пытался отобрать участки у бизнесмена Котляревского, однако из-за слабой юридической поддержки проиграл. Не решит ли суд просто второй раз проштамповать уже принятое решение? На наш взгляд, единственный шанс вернуть землю — возобновление уголовных дел. Надеемся, на то хватит «политической воли».
Довели до кипения
Еще одна горячая точка, возникшая из-за давних махинаций с оборонными землями, — озеро Лассылампи в поселке Новое Токсово. Здесь тоже отмечена положительная динамика. 12 марта по настоянию жителей токсовская администрация провела общественные слушания по установлению публичного сервитута к пляжам западного берега. Дело в том, что асфальтовую дорогу, которая соединяла по кратчайшей траектории шоссе Петербург — Матокса и озеро, в 2017 году приватизировал и перекрыл забором с будкой охранника председатель элитного ТСЖ «Нежность» Владимир Мутохин. Вопрос, как вообще муниципалы позволили приватизировать дорогу, уперся в абсурдную историю о превращении дороги в «участок сельхозназначения». Вторая улица, ведущая от шоссе к озеру, Парковая, в четыре раза длиннее (2400 метров против 600) и в конце тоже перекрыта забором ТСЖ «Нежность»! Людям осталась лишь тропинка, ведущая к пляжу в северной части озера. За ним тупик: восточный берег перекрыт, там поместья самого Мутохина и его соседей. В прошлом году жители трижды эти заборы ломали, и в феврале Мутохин, уже не доверяя обычным стройматериалам, завалил проходы по берегу огромными валунами.
Оставался хотя бы западный пляж, куда вела тропинка. Однако зимой тропинку забрал забором еще один колоритный персонаж — председатель СНТ «Защита» Сергей Атаманчук. Получив у Минобороны через суд большой участок к северу от озера, он не стал дожидаться межевания и установил границу сам, как понравилось: в шести метрах от берега.
Тут не выдержали ни жители, ни администрация. После слушаний, где все единогласно проголосовали за открытие прохода по частной дороге Мутохина (против оказался только он сам), руководство поселения приступило к борьбе за сервитут.
Без сопротивления не обойдется. Хозяин дороги уже написал жалобу о «нарушении своих прав». Валуны, которыми он завалил северный берег, администрация обещала убрать с помощью тяжелой техники после схода снега.
Конечно, до настоящих побед еще далеко. Да и не все горячие точки охвачены вниманием компетентных органов. Так, позорная распродажа берегов озера Воякоярви, ведущаяся на оборонных землях от имени СНТ «Защита», пока не встретила должного сопротивления. Понятно, если пойдут успехи — появится желание расширить фронт. Ближайшая дата сражения — 29 апреля. Минобороны будет защищать трассу СКА во Всеволожском суде.