Рождение Гамлета
В театре «Пушкинская школа» состоялась премьера моноспектакля Владимира Рецептера «Гамлет» в исполнении молодого актера Сергея Хаймёнова.
Гамлетовская тема звучит в творчестве Рецептера более полувека. Впервые в роли датского принца он вышел на сцену артистом Ташкентского русского драматического театра. Спектакль прогремел на московских гастролях, актер получил много предложений из разных театров, а Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ.
Спустя год появился моноспектакль, в котором Рецептер один сыграл всю шекспировскую пьесу, продолжив традицию театра одного актера. Ираклий Андроников тогда сказал: «В сравнении с Яхонтовым Рецептер — явление не однородное, но однопородное и одномасштабное». Рецептер — актер интеллектуального склада, его Гамлет был одновременно и виттенбергским студентом, и философом-гуманистом эпохи Возрождения. В то же время современники отмечали в нем мощное лирическое начало, пьеса Шекспира представала в исполнении Рецептера как монодрама, и зрители видели знакомый сюжет как бы глазами главного героя. Именно этому спектаклю наследует нынешняя премьера «Пушкинской школы».
Рецептер ставит нового «Гамлета» так, как будто между ним и Шекспиром не пролегла четырехвековая пропасть, как будто не было на свете Мочалова и Михаила Чехова, Гилгуда и Оливье.
Есть только гениальный шекспировский текст, гениальный перевод Б. Пастернака и молодой актер, смело идущий по стопам своего учителя.
Сыграв датского принца и других персонажей пьесы, Сергей Хаймёнов серьезно заявил о себе. Ему всего 23 года, однако он с честью выдерживает испытание «Гамлетом».
Хаймёнов смог вобрать весь опыт мастера и, пропустив его через себя и творчески переосмыслив, сыграл датского принца ни на кого не похожим. Тонко чувствуя авторскую интонацию, он находит для этих ролей сегодняшний нерв и верный способ существования, одновременно иронично-отстраненный и лирический, и неизменно становится камертоном спектакля. В «Гамлете» эта особенность его актерской индивидуальности придает роли новые обертоны — он словно одновременно рассказывает историю жизни датского принца и всем своим существом проживает ее. Гамлет в его остром и нервном исполнении — интеллектуал с трагическим мироощущением, который не может мириться с несовершенством мира и отчаянно борется за право сохранить себя. И этот внутренний сюжет, заложенный Шекспиром и бережно прочитанный Рецептером и Хаймёновым, находит отклик и в сердцах сегодняшних «молодых и рассерженных», и в душах тех, кто помнит Рецептера в роли Гамлета.
«Гамлет» Хаймёнова полон перекличек: костюм принца в точности повторяет костюм, в котором играл Рецептер, — темный свитер, воротничок белой рубашки. Сценография спектакля минималистична: на сцене лишь табурет, рапира и книга
В репертуаре театра уже есть один «Гамлет» (третий для Рецептера, поставленный им в 2010 году). Этот спектакль, где занято все старшее поколение артистов «Пушкинской школы», отличает благородство звучания и строгость формы. Принца играет Денис Волков. Его Гамлет словно впервые открывает для себя жестокость окружающего мира и вместе с тем сохраняет поразительную твердость и мужество в схватке с целым морем бед.
Два года назад вышла книга «Гамлет Владимира Рецептера», в которую вошли рецензии на три гамлетовских спектакля и исследовательская статья Рецептера о «Гамлете». Под заголовком «Принц и призрак» были опубликованы его стихотворения о принце датском начиная с 1963 года. Поэт — одна из ипостасей Рецептера, и почти наверняка самая главная. Книга подводила итоги и, казалось бы, завершала гамлетовский сюжет в его судьбе. Но кажется, «Гамлет» — это на всю жизнь, а книга, возможно, скоро дополнится рецензиями о новом Гамлете…
Полина ВОРОБЕЙ, Людмила ВОРОНЧИХИНА,