Метровые рубли

25 марта 2004 10:00

Неделя началась под знаком двух громких заявлений Валентины Матвиенко. Одного - о планируемом увеличении платы за содержание и текущий ремонт жилого фонда, второго - о целесообразности отмены большинства льгот, которыми пользуются пассажиры общественного транспорта...




Действующая ныне плата за жилье (в той части, которая не касается услуг естественных монополий) установлена городским законом, принятым в декабре 2000 года. По этому закону мы платим по 51 копейке с квадратного метра за содержание жилья, по 73 копейки - за санитарное содержание придомовой территории, по 16 копеек - за очистку мусоропровода, по 24 копейки - за уборку лестниц, по 64 копейки - за лифт. Причем от того, частная у тебя квартира или ты снимаешь ее у государства, ставки не зависят.
Напомним, что общая сумма платежей за квартиру за последние четыре года увеличилась в пять раз! Правда, все повышения связаны исключительно с услугами монополистов: расходами на горячую и холодную воду, отопление, канализацию, электричество. Плата же за «конкурентные» услуги осталась прежней. И, по информации губернатора, не обеспечивает возможности качественно выполнять соответствующие работы.
Так что для начала городское правительство предлагает поднять прайс за содержание жилья в пять раз: (с 51 копейки до 2 рублей 68 копеек). Вот тогда, уверены в Смольном, можно будет увеличить жалованье работникам жилищной системы, и качество их работы сразу улучшится. А чтобы закрепить на месте сантехников и дворников, им, как и в былые годы, начали предоставлять служебную площадь, которую после десяти лет работы можно-де будет получить в собственность (об этом - особый разговор). Между тем сейчас, как сообщает Комитет по содержанию жилищного фонда, в Петербурге не хватает 40% дворников и 60% кровельщиков...
Дополнительным фактором, стимулировавшим исполнительную власть к повышению тарифов, стало февральское требование частных компаний, обслуживающих жилой фонд: или ценник возрастает - или они отказываются работать. Правда, частники сегодня обслуживают лишь 8 процентов городского жилья, но их уход из этого сектора, по мнению администрации, поставит крест на идее конкуренции, которая только и может в перспективе привести к улучшению качества обслуживания.
Что ж, вполне возможно, что жилищные тарифы действительно устарели, а увеличение квартплаты на два рубля с квадратного метра в месяц не пробьет ощутимую брешь в бюджете подавляющего большинства питерских семей. Тем более что существующие жилищные льготы, как заверяет Валентина Ивановна, планируется сохранить. Но основной вопрос тем не менее остается открытым: станут ли все-таки после этого наши квадратные метры лучше обслуживать?
Начнем с окладов жилищников. Статистика показывает, что последнее время они росли темпами, опережающими темпы роста средней зарплаты по городу. Да и сегодня средний заработок в жилищно-коммунальном хозяйстве - около 8 тысяч рублей в месяц, при том, что средняя зарплата по городу - 7400 рублей (в образовании - 5400, в здравоохранении - 6400). Пока что это опережение никак не сказалось на качестве работы ЖКХ. Можно, конечно, поднять еще или разрешить приватизировать служебные квартиры не через десять лет, а через год, но каков будет эффект? Сегодня каждый, кто сталкивался с работой жилищных служб, хорошо знает: практически любой, даже самый мелкий ремонт надо или делать за наличный расчет или неделями ждать сантехника, выслушивая «объяснения» представителей ЖЭС, что они, мол, ничего не могут сделать, поскольку денег хватает только на зарплату. На естественный вопрос - а зачем вы тогда вообще нужны? - ответа, разумеется, нет...
Приведем простой расчет. За упомянутое санитарное содержание придомовых территорий мы несем затраты, как было сказано, по 73 копейки с метра общей площади квартиры. Для 9-этажного дома в новостройках с тремя сотнями квартир в месяц набегает около 500 долларов. Двор, как правило, окружен двумя-тремя домами. Вопрос: долго ли надо искать людей, которые согласятся за тысячу-полторы «зеленых» содержать двор в чистоте? Ряд моих знакомых, по крайней мере, охотно на это бы согласились. Между тем стоит выйти во двор - и складывается впечатление, что его в последний раз убирали аккурат перед тем, как в начале зимы выпал снег...
Так что вряд ли недобросовестность адептов ЖКХ вызвана исключительно нашей малой квартплатой и их малыми доходами. Куда вероятнее другая гипотеза: жилищники получают деньги от нас - потребителей их услуг - независимо от качества этих самых услуг. Они сами себе и заказчики, и подрядчики, и кассиры, и контролеры.
Вот если бы музыку заказывал, например, муниципалитет и расплачивался бы с ЖЭСом в зависимости от того, насколько хорошо выполнена работа - можно не сомневаться, что старались бы. Так, как это давно уже имеет место в жилищно-строительных кооперативах, где при умном председателе удается даже экономить деньги - при нормальном состоянии дома и двора. Да и настоящая - а не искусственная - конкуренция бы немедленно появилась...
Заметим, что в минувший вторник городское правительство одобряло многостраничную «Программу реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004 - 2010 годы». Казалось бы, вот где мы должны были услышать, как Смольный собирается внедрять конкуренцию в сфере ЖКХ!..
Увы, в программе говорится лишь, что в 2005 году функции заказчиков услуг ЖКХ возьмут на себя некие «управляющие компании», отобранные неизвестно кем и по неизвестным критериям. О возможной передаче этих функций муниципалитетам или объединениям граждан - ни слова. Но без этого ЖКХ так и останется черной дырой, в которую сколько ни закачивай денег - она только еще больше уплотнится.
Впрочем, пока еще городская исполнительная власть не имеет права сама повышать жилищно-коммунальные тарифы. Город на Неве - единственный субъект федерации, где они устанавливаются городским законом, и Смольному придется доказывать целесообразность своих предложений депутатам Законодательного собрания. И к тому же предъявлять результаты независимой экономической экспертизы (так положено по федеральному закону). Правда, если речь будет идти «пока» только об увеличении квартплаты на указанные два рубля с метра - вряд ли ЗакС отвергнет это предложение.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
фото Алексей ВЫСОЦКИЙ


Тем временем
«Ветераны, блокадники, инвалиды должны иметь льготы на проезд в общественном транспорте. Все остальные - нет», - заявила на днях Валентина Матвиенко. После этого как на Смольный, так и на Мариинский дворец обрушился шквал телефонных звонков: неужели отменят бесплатный проезд для пенсионеров, льготы для студентов и школьников?
Право бесплатного проезда питерским пенсионерам было предоставлено решением сессии Петербургского горсовета аж в мае 1993 года (при этом крайне живучей остается легенда, что это-де сделал лично тогдашний мэр Анатолий Собчак). Что касается учащихся, то они, в соответствии с распоряжениями мэра Собчака и губернатора Яковлева, ездят в автобусах-троллейбусах «по дешевке». Теоретически все это сегодня можно отменить решениями городских властей. Ведь остальные льготы для многочисленных категорий граждан - начиная с судей и прокуроров и заканчивая работниками налоговой инспекции - установлены федеральными законами. Разговор о том, что неплохо бы заставить федеральную власть платить за «своих» льготников, идет уже не первый год. Но хотя бы об одной конкретной инициативе Смольного на сей счет что-то не слышно...
Известно между тем другое. Осенью 2003 года, когда Валентина Ивановна баллотировалась в губернаторы, по всему городу раздавали ее предвыборную программу «Мы живем в Петербурге». Где черным по белому говорилось, что для пенсионеров, инвалидов, школьников, студентов и «некоторых других категорий населения» необходимо сохранение действующих льгот. То же было не раз повторено и в предвыборных интервью. Г-жа Матвиенко гневно опровергала «недобросовестные слухи» и заявляла (цитируем): «Никто не будет отменять никаких льгот. В том числе по проезду на транспорте».
Видимо, глава исполнительной власти считает себя хозяйкой своему слову. Сама дала - сама и взяла его назад...