Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
Красная кнопка
Фото: youtube.com

Красная кнопка

31 июля 2019 14:22 / Общество

Петербургский YouTube-канал лишился рекламы после публикации видео разгона первомайского шествия.

Вечером 1 мая на ютуб-канале Nevex.TV вышел репортаж о том, как прошел петербургский Первомай. Эмоциональный ролик, на котором запечатлен жесткий разгон согласованной демонстрации петербургских демократов, стал самым популярным видео о событиях того дня в северной столице. К 30 июля его посмотрели 3,3 миллиона человек.

Через полтора месяца у канала начались проблемы сначала с ботом, а затем и с живой администрацией видеохостинга YouTube. Как рассказал «Новой» основатель Nevex.TV Дмитрий Волобуев, в процессе загрузки видео на канал у роликов появляется пометка с изображением желтого значка доллара. «Пожелтели» таким образом и две с лишним тысячи других видео на канале. Это значит, что видео не подходит рекламодателям, которых для канала находит сам видеохостинг (рекламные вставки включаются в ходе просмотра роликов пользователями ютуба).

Канал Nevex.TV, развитием которого занимаются Дмитрий Волобуев и Татьяна Маршанова, стал набирать популярность на заре российского сегмента ютуба — в 2010 году. «Мы тогда сняли подвиг прапорщика полиции Вадима Бойко, — вспоминает Волобуев. — Он тут же получил кличку Жемчужный, а мы проснулись знаменитыми». История «жемчужного прапорщика» Вадима Бойко — один из немногих в современной России примеров, когда полицейского наказали за применение силы к демонстрантам. 31 июля 2010 года этот прапорщик с жемчужным браслетом на руке «защищал правопорядок» у станции метро «Гостиный двор», где в тот вечер проходила акция «Стратегии-31». Он оскорблял и бил демонстрантов.


Видео с произволом стало популярным в интернете и легло в основу уголовного дела о превышении полномочий: Бойко в итоге получил 3,5 года условно.


От того же канала широкая российская аудитория в 2013 году узнала, как в Петербурге проходят рейды националистов по незаконным торговым палаткам у станций метро. Ролики назывались «Русская зачистка» — название ушло в народ, а сами видео демонстрировались и обсуждались на федеральных телеканалах.

На Nevex.TV публикуются не только репортажи с протестных акций, но и интервью с известными людьми, трансляции культурных событий в Москве и Петербурге. Около семи лет назад, как говорят Маршанова и Волобуев, администрация YouTube связалась с ними и предложила соглашение, по которому видеосервис может размещать рекламу в их видеороликах, а авторы канала будут на этом зарабатывать. «Мы как раз думали, как монетизировать свою деятельность. Предложение было очень удобным, — рассказал Волобуев. — Мое дело — сделать видео, которое посмотрят зрители, а YouTube выступает в качестве селлера». Маршанова говорит, что заработок был приличным: хватало на зарплаты, гонорары операторам и даже на собственный офис.

Когда в июне все видео на канале «пожелтели» и отключились от монетизации, авторы обратились в поддержку. У Nevex.TV сейчас 214 тысяч подписчиков — после 100 тысяч они получили «Серебряную кнопку» от хостинга и персонального менеджера. Как видно из переписки, предоставленной «Новой газете»,


менеджер Соня отделывается от вопросов администраторов канала общими ответами, отмечая, что она «не может давать советы».


Апелляции не давали результатов, и тогда Татьяна с Дмитрием решили проверить политическую версию. Они договорились с изданием «Фонтанка» и загрузили на свой канал видео этого издания под названием «Как живет свинья Варвара с Васильевского острова». У «Фонтанки» это видео монетизируется, то есть в нем может размещаться реклама. У канала Nevex.TV то же самое видео оказалось «желтым» — то есть неподходящим рекламодателю. Такой же эксперимент авторы Nevex.TV повторили еще с одним видео. Получив тот же результат, рассказали о своих наблюдениях администрации YouTube.

На этот раз им больше не стали советовать подавать апелляции. «Канал был демонетизирован одним из специалистов по политике из-за различных нарушений правил в отношении содержания, дружественного рекламодателю, и помечен как «Красный» — блокировка рекламы. Это решение о монетизации не может быть отменено», — ответила менеджер Таня. Как и Соня, Таня не стала отвечать, какие видео не соответствуют правилам.

Дмитрий Волобуев и Татьяна Маршанова рассказали «Новой», что сейчас советуются с юристами и прорабатывают возможность подать на видеосервис в европейский или американский суд.