Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Любитель iphone из следкома обвинил СМИ в предвзятости

15 августа 2019 23:12 / Общество

Петроградский суд Петербурга начал рассмотрение дела бывшего подполковника юстиции Романа Русакова.

Как считает обвинение, бывший начальник Ленинградского следственного отдела транспортного управления СК РФ по Северо-Западу злоупотреблял служебными полномочиями.

В ночь с 26 на 27 декабря 2017 г. на таможенном посту «Торфяновка» произошло событие, на пару дней затмившее приближение Нового года. Микроавтобус, в котором находились гражданин Финляндии Кристиан Вииникайнен и россиянин Николай Шуляр, ранив таможенного инспектора, протаранил пограничный шлагбаум и скрылся на территории России. Автомобиль нашли в нескольких километрах от границы. А еще через несколько часов виновники переполоха сами явились в полицию.

Как сообщала пресс-служба СЗТУ, микроавтобус «Мерседес Спринтер» проходил таможенный досмотр в Торфяновке.

Шуляр хорошо известен таможенникам. Он совладелец магазина автотоваров сразу за выездом (с финской стороны) из ТПП «Торфяновка» и не раз привлекался к административной ответственности за недекларирование грузов и личных предметов. Вииникайнена в ноябре 2011 года Выборгский суд приговорил к крупному штрафу за контрабанду парфюмерии и вакцины для свиней. Тогда товар тоже везли в микроавтобусе, где много полостей и тайников.

Увидев старых знакомых, таможенники решили проверить мерседес рентгеном. Как пояснил «Новой» источник в таможенном управлении, Шуляр обычно предпочитал дорогие автомобили спортивных моделей, и поездка на подержанном микроавтобусе могла означать только одно: в нем есть незадекларированный груз.


По данным следователей СК, услышав о рентгене, Шуляр, угрожая таможеннику пистолетом, заставил того выпрыгнуть из машины (по другой версии его вышвырнули на ходу). Затем микроавтобус протаранил шлагбаум и умчался в сторону Выборга.


Автомобиль вскоре нашли брошенным в поселке Торфяновка. Что в нем перевозили, так и осталось загадкой. Шуляр и Вииникайнен, явившись в полицию, заявили, что таможенник сам выскочил на ходу из машины. Ну а шлагбаум они снесли, так как растерялись от неадекватных действий таможенника. Объяснение выглядело натянутым, и обоих заключили под стражу, возбудив уголовное дело по части 2 статьи 318 УК РФ (применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти, наказывается сроком до 10 лет).

Расследование дела было поручено отделу СК РФ, которое возглавлял Роман Русаков. Как следует из материалов дела, Русаков в марте 2018 г. привлек Мушега Товмасяна, чтобы получить от родственников Шуляра взятку за переквалификацию на 1-ю часть статьи 318 (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, наказывается штрафом или сроком до 5 лет). Это позволило бы адвокатам подозреваемого просить замену ареста на подписку о невыезде, домашний арест или залог.

Товмасян, у которого, по версии следствия, много знакомых на таможне, вышел на сотрудника службы по противодействию коррупции Выборгской таможни и предложил передать родственникам Шуляра, что если они хотят более мягкую статью, это будет стоить пять миллионов рублей.

Таможенник согласился, но вместо родственников арестованного отправился в ФСБ. В июне 2018-го Русаков, Товмасян и таможенник встретились, чтобы обговорить детали передачи денег. Причем Русаков, зная методы оперативной работы, сам за деньгами прийти отказался и говорил очень иносказательно. Но к соглашению стороны пришли.

После чего к Русакову в его кабинет в управлении пришел якобы представитель Шуляра, а на самом деле оперативник ФСБ, который согласился на условия подполковника и на то, что деньги передадут Товмасяну.

4 июля 2018 г. в кафе на улице Мира Товмасян был задержан прямо на месте, во время получения денег, чуть позже пришли к Русакову. Во время обыска в его кабинете в сейфе обнаружили 30 телефонов, в основном модные в то время iPhone7. Позже выяснилось, что телефоны — 30 аппаратов apple — были изъяты как незадекларированный груз еще в мае 2017-го. Но в сейфе лежало всего 15 iPhone7, остальные были дешевыми китайскими подделками.


По версии следствия, не позднее июля 2017 г. Русаков стал раздаривать телефоны стоимостью около 50 тысяч рублей, а в сейф класть подделки. Один черный аппарат с памятью 128 Гб он оставил себе. Действия бывшего подполковника юстиции следствие квалифицировало как злоупотребление служебными полномочиями.


На первом же заседании суда Русаков заявил, что уголовное дело в отношении него сфабриковано, причем с нарушением закона «Об оперативно-разыскной деятельности» и Уголовно-процессуального кодекса.

— Иначе как провокацией и грубой фальсификацией это дело назвать нельзя, — считает обвиняемый. — И я докажу это в ходе судебного следствия. Хотя не должен этого делать. Ведь презумпция невиновности гарантирована в нашей стране Конституцией. Человек не может быть объявлен виновным никем, кроме суда.

По мнению Русакова, немаловажную роль в травле сыграли СМИ, поэтому он выступил против ходатайства одной из петербургских телекомпаний о разрешении на съемку заседания.

— СМИ освещают это дело однобоко и в явно обвинительном ключе, — заявил Русаков. — Такое ощущение, что они уже вынесли приговор еще до суда.

Против видеосъемки выступила и представитель обвинения, поэтому судья Светлана Тельникова съемку не разрешила. Однако журналистов из зала суда не удалила, хотя этого и требовал адвокат Русакова.

Следующее заседание по делу назначено на 23 августа.