Прокатил с заботой
На открытие новых станций метро в Петербурге не пустили людей: предвыборное мероприятие власти меняли на ходу — по техническим причинам.
Ростехнадзор накануне не дал разрешения на ввод в эксплуатацию «Дунайской», «Проспекта Славы» и «Шушар» из-за многочисленных серьезных недоделок: на 1 сентября их насчитывалось более сотни. Новую дату открытия долгожданных станций пока перенесли на две недели.
На станции метро «Дунайская» в ночь на 5 сентября кипела работа: около 100 человек, в том числе – монтажники, электрики, дорожные рабочие, трудились на поверхности. Спускался и поднимался тоннельный отряд. К полуночи у входа в метро были еще не заасфальтированы свыше 200 метров дороги, не переложены некоторые электросети, не подключены светофоры, не установлены дорожные знаки. К рабочим приходили жены, приносили воду, еду и одежду на ночь.
Станция метро «Дунайская» 14 августа 2019 года. Фото предоставлено сотрудниками ОАО «Метрострой»
Как стало известно «Новой в Петербурге» из собственных источников, к утру четверга «Метрострой» и Смольный не получили необходимых разрешительных документов на запуск трех станций Фрунзенского радиуса. Несмотря на это, торжественную церемонию открытия никто не отменил, да и не собирался отменять. С рассвета 5 сентября о главной новости Северной столицы сообщали информагентства и телеканалы. Беглов вместе со спикером петербургского ЗакСа Вячеславом Макаровым и генеральным директором «Метростроя» Николаем Александровым к 11 часам прибыл на «Проспект Славы». Осмотрел станцию. Поехал к метро «Шушары». И там, прямо в ходе церемонии, врио вдруг передумал открывать все три станции для пассажиров, оставив в растерянности сотни горожан, ждавших этого момента у входа в вестибюли с 8.30 утра, а по большому счету – около пяти лет.
Жителям пригорода Колпино, понадеявшимся на запуск «Шушар», не повезло больше, чем петербуржцам. 3 сентября «Пассажиравтотранс» объявил об открытии нового автобусного маршрута №330 «Колпино – ст.м. «Шушары». Планировалось, что в рабочие дни по нему будут курсировать 10 автобусов (с интервалами 11 минут – в утренний час пик, 12–15 минут – в вечерний), а в выходные – 6. Кроме того, заезд к «Шушарам» включили в маршрут автобуса №197.
Как рассказали «Новой» работники колпинского автопарка, утром 5 сентября из Колпино к метро «Шушары» приехали четыре шатла с людьми. Уткнувшись в закрытые двери станции и заявление Беглова, жители пригорода опоздали на работу и по делам. Между тем, за первыми утренними автобусами шли следующие. Среагировать на ситуацию и приостановить маршрут № 330 «Пассажиравтотранс» успел только к часу дня.
«Все три станции готовы и работают в тестовом режиме, – заявил, выступая перед прессой, Александр Беглов. – Все сделано для того, чтобы в штатной ситуации метро работало безопасно. Однако во внештатной ситуации могут быть проблемы. Я принял решение продолжать тестовый режим метро, довести все необходимые системы. Безопасность жителей важнее. Пока будем работать без пассажиров».
Приближенные к администрации города СМИ быстро переименовали событие: ранее анонсированное «открытие» в минуту превратилось в «окончательную проверку проведенных работ».
Нужна ли была такая проверка, если с 1 по 5 сентября кардинальные проблемы не были решены?
Так, например, на станции «Дунайской» (из трех готовящихся к сдаче самая отстающая) из-за задержек с поставками оборудования до сих пор не запущены траволаторы, имеются серьезные сложности с отделкой, с монтажом системы дымоудаления и проч. Подчеркнем, по информации Ростехнадзора, замечания, требующие обязательного устранения, сегодня есть ко всем трем станциям. Многие из них касаются систем безопасности. Не знать об этом первое лицо города не могло – не имело права.
– Если Беглов решил не открывать станции, значит, нет разрешения Ростехнадзора, без него нельзя перевозить пассажиров, – сказала «Новой» начальник службы по связям с общественностью ОАО «Метрострой» Екатерина Гигиняк. – Недоработки еще имеются.
Судя по недавнему опросу в соцсети «ВКонтакте», большинство петербуржцев (свыше 70%), наблюдая за процессом, не верили в то, что станции Фрунзенского радиуса достроят к сентябрю. Сроки их сдачи с 2014 года (с момента заключения городом контракта с «Метростроем») сдвигались неоднократно: с лета 2017 года на декабрь 2018 года, затем на апрель 2019-го, после – на июль и на сентябрь.
Смотр новых станций Фрунзенского радиуса. Фото: gov.spb.ru
Про катастрофическое отставание от графика, недофинансирование, недопоставки оборудования знал и подрядчик, и заказчик. Летом Смольный продлил «Метрострою» контракт на строительство «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Шушар» до 25 декабря 2019 года. Но после этого устно и сам Беглов, и его заместители не раз указали, что все работы нужно выполнить до 31 августа. В ответ гендиректор «Метростроя» Николай Александров неустанно подтверждал готовность ввести указанные объекты к 1 сентября. Тем не менее, 9 августа, во время очередного объезда строящихся станций, Беглов публично подстраховался, сказав: «Задача поставлена в сентябре открыть все станции… Но мы строим метро не для отчетности или к какой-то дате, а для людей, которые ждут от метрополитена комфорта и безопасности. Гнаться за сроками мы не будем».
Помочь Беглову утвердиться в роли заботливого градоначальника поспешил начальник «Петербургского метрополитена» Владимир Гарюгин:
– При любом пуске бывают доработки, – объяснил он журналистам 5 сентября. – Инженерные системы успели отработать внутри себя, но не успели в комплексе.
Я считаю, что Александр Беглов совершил непростой поступок, который говорит о силе его характера.
Даже в непростую предвыборную ситуацию он больше всего заботится о жителях.
По словам Гарюгина, сроки открытия трех новых станций фиолетовой линии переносятся не более чем на две недели. А Беглов пообещал, что после сдачи станций в связи со срывом сроков по метростроевским контрактам будут приниматься кадровые решения.
Справка «Новой»
Строительство трёх новых станций участка Фрунзенско-Приморской («фиолетовой») линии петербургского метрополитена ведется с 2014 года. На сегодняшний день его стоимость достигла 33,99 млрд рублей. Генеральным подрядчиком выступает ОАО «Метрострой».
Ожидается, что станции «Проспект Славы», «Шушары» и «Дунайская» улучшат транспортную доступность активно развивающихся территорий Пушкинского и Фрунзенского районов, а также дополнительно свяжут южные пригороды Петербурга. Пропускная способность участка составит 40 пар поездов с 8 вагонами в час. Предполагаемый суточный объём пассажирских перевозок на первый период эксплуатации – 997 тысяч человек.