Под давлением плакатов, судов и «ошибок»
Следователь СК по Бокситогорску отказал в возбуждении уголовного дела, которого добивается предприниматель.
Бизнесмен Андрей Ведерников требует наказать силовиков — полицейских, прокуроров города, которые, с его точки зрения, намеренно не хотят расследовать незаконный пикет, устроенный под окнами суда в день избрания ему меры пресечения. По мнению адвокатов, эта акция, а также отправка в СИЗО, «ошибки» следствия — не просто стечение обстоятельств, а форма давления стороны обвинения на их подзащитного.
Суд, митинг, журналисты…
«Новая» рассказывала о деле, возбужденном в отношении предпринимателя Андрея Ведерникова. Бывший член правления строительной Группы ЛСР в начале 2010-х занялся собственным бизнесом и стал одним из крупных игроков на строительном рынке города и области. По версии ГСУ МВД по Петербургу и Ленобласти, в 2014 году он похитил с принадлежащего холдингу «Евроцемент Групп» завода в Пикалево почти 40 тысяч тонн цемента. Себестоимость похищенного изначально оценивалась в 89,2 млн рублей. Но к лету 2018-го сумма ущерба в материалах дела доросла до 143 млн.
1 июня 2018 года Бокситогорский суд отправил Ведерникова в СИЗО. «Накануне, 31 мая, следователь ГСУ Михаил Корнаухов, который ведет мое дело, вызвал меня к себе, предъявил обвинение и оставил до утра в ИВС, — говорит Андрей Ведерников. — На мои возражения он обронил фразу, что завтра будет мне и суд, и митинг, и пресса. И когда на следующий день примерно в 10 утра меня привезли в Бокситогорск, у здания суда действительно стояли журналисты и человек десять с плакатом, на котором было написано: «Вора в тюрьму. Верни наши деньги». Всё, как обещал Корнаухов.
Как эти люди успели собраться, сделать плакат? Кто их предупредил?»
В пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти не смогли в установленный законом срок подтвердить или опровергнуть высказывание следователя о митингах и прессе.
СМИ в июне 2018-го писали: «Рядом с судом были замечены десяток женщин с плакатами обвинительного для Ведерникова содержания. Предположительно это работницы «Пикалевского цемента». Был ли пикет добровольным или сотрудниц отправили на него в добровольно-принудительном порядке — неизвестно».
Для Бокситогорска закон не писан?
В СИЗО Ведерников отсидел полтора месяца, пока его брат Георгий (один из создателей ЛСР) не перевел потерпевшей стороне те самые 143 миллиона. После этого следователь не препятствовал, чтобы предпринимателю изменили меру пресечения на домашний арест.
Но по мнению адвокатов Ведерникова, содержание в СИЗО выглядит не как адекватная мера пресечения, а как попытка давления на бизнесмена со стороны следствия и потерпевших, которые получили деньги, хотя не закончены ни расследование, ни суд над предполагаемым похитителем цемента.
По закону проведение любых публичных акций, в том числе пикетов, даже одиночных, у судов запрещено. Это может расцениваться как попытка давления на суд. Обычно подобные незаконные мероприятия заканчиваются для участников арестом и штрафом. Хорошо это или плохо — отдельный разговор, но в Бокситогорске силовики на пикет не отреагировали вообще — ни сотрудники полиции, участвовавшие в конвоировании Ведерникова, ни судебные приставы, ни следователь Корнаухов, ни прокурор Александр Ермаков, который также присутствовал на суде по избранию меры пресечения для предпринимателя, не сделали пикетчикам даже замечания.
Из полиции — на завод
В марте этого года Андрей Ведерников обратился в ОМВД по Бокситогорскому району и потребовал найти и привлечь организаторов пикета «в его честь» к ответственности по статье 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Кроме того, Ведерников считает, что надпись на плакате «Вора в тюрьму. Верни наши деньги» — распространение клеветы, а следовательно, уголовное преступление.
В полиции заявление приняли. Но участковый Александр Смелов уже дважды отказал в возбуждении уголовного дела. А по административному делу истек срок давности.
Личности никого из участников акции участковый так и не смог установить.
Корреспондент «Новой» за день нашла в соцсетях профили четырех предполагаемых участников. Три женщины живут в Пикалево, скорее всего, рядовые сотрудницы завода. А вот единственный среди них мужчина очень похож на Илью Лашутина, в друзьях на страничке «ВКонтакте» у которого чуть ли не весь руководящий состав бокситогорского отдела полиции (того самого, который должен искать пикетчиков).
По данным за 2017 год Лашутин работал старшим специалистом по экономической безопасности АО «Пикалевский цемент» и тогда же входил в комиссию по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации МО «Город Пикалево». А до этого он же служил в органах и выкладывал в сеть фото в полицейской форме. Участковый Смелов у него в друзьях, как и начальник полиции ОМВД Бокситогорска Александр Юдин (начальник Смелова), который подписывал один из отказов в возбуждении дела по заявлению Ведерникова.
Андрей Ведерников в суде. Фото: 47news.ru
Летом этого года Смелов предпринял попытку установить личности участников пикета. Если они действительно с Пикалевского завода, то их должны знать в руководстве предприятия. Но старший специалист собственной безопасности завода Алексей Комаров никого не узнал на фото, в том числе и своего бывшего подчиненного Лашутина.
Комаров, как и Лашутин, пришел на завод из полиции, только с более высокой должности. В 2014-м он был назначен начальником ОМВД по Бокситогорскому району и, кстати, именно при нем в отделе в 2016 году возбуждалось уголовное дело о хищении цемента с Пикалевского завода, по которому обвиняемым проходит Ведерников. Бездействие полиции Ведерников безрезультатно пытался оспорить в Бокситогорской и областной прокуратурах, откуда получал отписки. Из областной прокуратуры жалобу передали в Следственный комитет Бокситогорска. 4 декабря старший следователь СК Голубев постановил отказать в возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления должностными полномочиями, халатности и воспрепятствования правосудию.
Вместо расследования вымогательство?
Пикет у суда — лишь одно из возможных злоупотреблений в этом деле. Само избрание меры пресечения в Бокситогорске было незаконно. Это должно было происходить в Куйбышевском районном суде (где расположено ГСУ). Но следователь направил ходатайство именно в Бокситогорский суд, поближе к «Пикалевскому цементу». В декабре 2018 года суд Ленобласти постановил, что следователь нарушил принцип территориальной подсудности.
«По совокупности этого давления Георгий Ведерников был вынужден заплатить 143 миллиона рублей потерпевшей стороне, чтобы вытащить брата из СИЗО, — говорит адвокат предпринимателя Евгений Тонков. — Показательный митинг, закрывшие глаза на его незаконность представители силовых ведомств, «ошибка» с территориальной подсудностью — все это части одной кампании, целью которой было отправить нашего подзащитного в изолятор и тем самым побудить его семью заплатить деньги, хотя еще совершенно не доказано наличие события преступления».
Сам Андрей Ведерников полностью отрицает свою вину и считает, что стал обвиняемым лишь потому, что платежеспособен В самом холдинге ход следствия не комментируют.
Закрыть дело можно за 39,7 миллиона
Изначально дело в отношении Андрея Ведерникова было возбуждено по части 4 статьи 159 УК РФ — «Мошенничество в особо крупном размере». Наказание — до 10 лет лишения свободы. Осенью этого года от «Евроцемент Групп» следователю и представителям Ведерникова пришел новый расчет понесенных убытков. К уже уплаченным 143 миллионам добавились еще 39,7 миллиона «агентских вознаграждений».
15 октября на допросе представитель потерпевших Алексей Брулевич сообщил, что не будет возражать против закрытия дела, если Ведерников заплатит эти 39,7 млн. То есть расследование можно будет прекратить, так и не узнав, было мошенничество или нет.
«В этот же день при предъявлении обвинения следователь М. В. Корнаухов предложил А. В. Ведерникову доплатить потерпевшим по уголовному делу названную сумму, после чего обещал принять меры к прекращению уголовного преследования», — говорится в проекте заявлении Ведерникова на имя руководителя ГСУ СК по Петербургу и Ленобласти Александра Клауса. Теперь уже предпринимать хочет добиться наказания для представителей «Евроцемент Групп» и следователя Корнаухова за мошенничество и привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.