Репутация или деньги?
Старинное здание железнодорожного вокзала Токсово готовят к сносу. На его месте будут строить новое, «соответствующее современным требованиям».
Казалось бы, ну и что. Прекрасно! Отжившее уступает место прогрессивному. Но почему старое, созданное руками прадедов, обязательно должно быть уничтожено? Ведь это наша история — в отличие от пластиковых коробок, которые историей станут вряд ли.
Вокзальное здание Токсово, как и многих других станций, относится к тому прекрасному времени, когда российские железные дороги считались одними из лучших в мире. К их проектированию привлекались известные архитекторы, работавшие по последнему слову строительного искусства. И технически, и визуально эти постройки составляют комплекс с полотном железной дороги.
Сегодня аксиомой среди историков архитектуры и специалистов по охране наследия считается сохранение ансамблей, которые существовали и должны далее существовать в единой среде — железная дорога и находящиеся на ней станции, камеры хранения, домики путевых обходчиков. Эта среда запечатлена в воспоминаниях людей, живших сто лет назад, в стихах, литературных произведениях. Новые ветки железной дороги будут построены с новой инфраструктурой, но старые должны быть сохранены в том виде, в каком были задуманы.
Справка «Новой»
Здание токсовского вокзала построено в 1916 году по типовому проекту финским архитектором Урхо Пяллия и инженером Николаем Потехиным в стиле северный модерн. Сегодня такие вокзалы сохранились только на станциях Токсово и Грузино.
Станция была важным железнодорожным узлом в трех войнах (Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной). Отсюда депортировали жителей Токсовского района во время массовых репрессий ингерманландских финнов в 1930-е — начале 1940-х). Сюда, в дачный поселок, приезжали многие известные писатели, художники, ученые — Александр Грин, Самуил Маршак, Анна Ахматова, Даниил Хармс, Дмитрий Лихачев и другие.
Здесь возникает резонный вопрос: можно ли сохранить, и если да, то как? Помочь здесь может только техническая экспертиза, которая зафиксирует состояние постройки, степень сохранности деревянных стен и перекрытий, степень разрушений.
К сожалению, в 2008 году, во время капитального ремонта, здание токсовского вокзала обшили сайдингом, закрыв деревянный декор, снесли печные трубы, уничтожили многие уникальные детали. Но даже после этой переделки в 2011 году РЖД включило его в список «особо охраняемых»: под номером 42 он числится в приказе № Окт-94 «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги».
Да, вокзал потерял свой изначальный облик, но он известен по старым фотографиям. Его силуэт по-прежнему остается очень выразительным, и по словам специалистов, здание возможно восстановить. Ведь сохранены фундамент, стены и сам объем здания. Даже если оно будет признано экспертизой полностью аварийным (что маловероятно), возможен вариант с воссозданием по обмерам и фотографиям. При этом интерьер, выполненный хоть и в старом стиле, можно с легкостью приспособить под современные требования. И красота не будет противоречить функциональности.
В качестве некоей дорожной карты по сохранению вокзала в Токсово можно было бы предложить следующие шаги:
-
За столом переговоров с представителями РЖД, Комитета по культуре Ленинградской области и представителями общественности Токсово зафиксировать тот факт, что приоритетом для всех становится сохранение вокзала. Отменить его снос в июне 2020 г.
-
Для этого принять наконец положительное решение по выявлению нового объекта культурного наследия «Железнодорожный вокзал в Токсово» (документы были поданы в Комитет по культуре Ленинградской области еще в декабре 2019 г.).
-
В течение года провести историко-культурную экспертизу по обоснованию ценности данной постройки.
-
Найти финансирование на реставрационные работы.
Понятно, что здание, принадлежащее РЖД, должно им же реставрироваться. Точно так же ясно, что новое строительство значительно дешевле, чем реставрация старого деревянного здания. Но репутационные приобретения от такой реставрации должны перекрыть арифметику. Мы должны доказать, что умеем не только ломать, но способны ценить и сохранять то, что построили прадеды сто лет назад.
Очень хочется надеяться на благожелательность и неформальное отношение к своему имуществу представителей РЖД, что они уже демонстрировали (достаточно вспомнить вокзал на станции Тарховка, который под нажимом общественности не снесли и законсервировали до лучших времен), и на новую политику Комитета по культуре Ленобласти, где деревянной архитектурой с недавнего времени стали считать и дачи начала ХХ века, и на договороспособность градозащитников и общественности. Только общими усилиями можно спасти старые деревянные постройки, которые являются нашей историей и достоянием.
Елена Травина, координатор исследовательской группы «Старые дачи»
P.S. На реконструкцию железнодорожного вокзала, предполагающую его снос, выделено почти 76 млн рублей. Однако «реконструкция» предполагает снос существующего здания.
В декабре 2019 г. жители Токсово направили в Комитет по культуре Ленинградской области заявление на включение вокзала в реестр объектов культурного наследия. Письмо главе региона Александру Дрозденко и генеральному директору ОАО «РЖД» Олегу Белозерову направил депутат ЗакСа СПб Борис Вишневский.
6 июня на сайте областного правительства появился проект приказа «О создании комиссии по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, во Всеволожском районе Ленинградской области». Как следует из документа, для принятия решения по установлению историко-культурной ценности здания вокзала в Токсово предполагается создать специальную комиссию, заключение которой должно быть готово не позднее 19 июня.