Волшебный пендель для Метростроя
Петербургские строители напомнили о себе забастовкой.
26 августа около 150 рабочих приостановили работы на одном из участков строительства Красносельско-Калининской линии метрополитена. Единственное требование к руководству, которое они выдвинули, — немедленная выплата долгов по заработной плате. Уже спустя несколько часов на переговоры к бастующим приехали прокурор петербургского метрополитена Елена Михалева, следователи регионального ГСУ СК РФ и глава Метростроя Сергей Харлашкин. В итоге было достигнуто временное перемирие.
Строительство метро в северной столице отстает от плана на десятилетие. Расходы на него сокращаются городским правительством на миллиарды.
Метрострой сегодня раздирает корпоративный конфликт, предприятие доведено до предбанкротного состояния. Общая сумма долгов — 15 миллиардов рублей. Счета многих дочерних компаний (подрядчиков Метростроя) арестованы, а рабочие с весны не получают зарплату.
В 8 утра в среду около 15 человек, работавших в ночную смену, отказались выходить из шахты № 841, расположенной возле дома № 100 по Ленинскому проспекту. Через начальника участка они сообщили руководству Метроподземстроя о том, что объявляют забастовку. К 11 часам на верхней площадке стали собираться рабочие дневной и вечерней смены из шахт № 841 и 844, которые, поддерживая претензии коллег, также отказывались от выполнения своих обязанностей до полного расчета. Однако им не позволили долго толпиться у входа в шахту: кого отправили по домам, кого — по участкам». «Разгоняли, угрожали увольнением и административными наказаниями, — рассказали «Новой» рабочие. — А чем еще нас можно запугать?»
«Мы вышли на забастовку с одним-единственным требованием, совершенно естественным и абсолютно законным: расчет с долгами по зарплате, хотя бы за два летних месяца, не говоря уже об августе, — объясняет проходчик ООО «Метроподземстрой» Игорь. — Каждому из нас задолжали сейчас по 250–300 тысяч рублей, а в сентябре долги будут уже по 320–350 тысяч. Но нет никакой гарантии, что нам выплатят эти деньги. А главное — неизвестно когда».
По словам рабочих, на сегодня они не получили ни аванс, ни зарплату за июнь и июль, это около 150 тысяч рублей на руки.
Летние отпускники еще не видели отпускных. Однако это еще не все долги работодателя. Ранее нынешние сотрудники Метроподземстроя трудились в СМУ-15 ОАО «Метрострой». После его ликвидации в сентябре 2019 года весь коллектив был сокращен и переведен в другие подразделения Метростроя. Но при сокращении долги по зарплате людям так и не выплатили, а это еще недополученные каждым из рабочих по 120–150 тысяч рублей.
«25 августа у нас состоялось собрание коллектива, — рассказывает электросварщик ООО «Метроподземстрой» Сергей. — Приехал главный инженер Метростроя Сергей Сепитый (генеральный директор предприятия Николай Александров сейчас находится под домашним арестом по возбужденному в отношении него уголовному делу о растрате не менее 178 миллионов рублей. — Н. П.), но ничего не пообещал, только развел руками: «Не знаю, когда с вами рассчитаются. Может, зарплата будет в сентябре, а может, и не будет. Все сложно, у города нет денег». В тот же день мы приняли решение о забастовке. Мы дольше ждать не можем — нам жить не на что, семьи кормить нечем, у некоторых по трое детей. Тем более непонятно, чего ждать. С 1 сентября нас грозятся перевести в другую организацию — ООО «ГСУ» (Горностроительное управление). Переведут — и про долги опять забудут?»
Около 13:30 к шахте прибыл глава Метростроя Сергей Харлашкин, которого бастующие ждали, а также прокурор петербургского метрополитена Елена Михалева и следователи регионального ГСУ СК РФ, на чье присутствие они даже не рассчитывали. Для переговоров с руководством предприятия и ответов на вопросы следователей бригада метростроевцев поднялась из шахты.
После разговора с гендиректором Метростроя рабочие вышли из шахты, временно приостановив забастовку.
«Харлашкин в присутствии прокурора пообещал нам, что первые перечисления на карточки рабочим будут произведены уже в субботу, 29 августа, а к 1 сентября — крайний срок — зарплату за июнь и июль выплатят всем без исключения сотрудникам Метроподземстроя, — говорит электросварщик Сергей. — Остается ждать и надеяться, что волшебный пендель снова поможет нам в безысходной ситуации. В противном случае мы готовы к новым протестам».
Напомним, на Красносельско-Калининской линии петербургского метрополитена строится перегон от новой станции «Юго-Западная» («Казаковская») до «Путиловской» (будет пересадочной с «Кировским заводом»). В 2020 году финансирование строительства этой ветки урезали с 6 до 4,5 млрд рублей, но предполагается сократить его еще на миллиард
Екатерина Гигиняк, начальник службы по связям с общественностью ОАО «Метрострой»:
— Сейчас задолженности по заработной плате в самом ОАО «Метрострой» нет. На данный момент существует техническая задержка по выплате заработной платы сотрудникам ООО «Метроподземстрой», являющегося субподрядчиком компании. Для стабилизации выплат с 1 сентября запланирован перевод всего состава сотрудников ООО «Метроподземстрой» — это 264 человека — в филиал ОАО «Метрострой» — Горностроительное управление, где не будет задержек по заработной плате. Часть имеющейся задолженности по зарплате будет покрыта в ближайшее время, после приемки работ по Красносельско-Калининской линии. Остальные выплаты будут погашаться после того, как правительство Петербурга произведет перераспределение средств с Красносельско-Калининской линии на Лахтинско-Правобережную. Данная ситуация находится также на контроле у заказчика — Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.
Справка «Новой»
ООО «Метроподземстрой» — подрядчик Метростроя, организован в 1993 году. Метрострой является соучредителем предприятия с долей в 30% уставного капитала.