«Всемилостивейшее дарование»
160 лет назад император Александр II отменил в России крепостное право.
Загадочный памятник на Фонтанке, 132, питерские остряки окрестили памятником пустоте. Или человеку-невидимке. На гранитном постаменте, обнесенном тяжелыми цепями, отсутствует собственно артефакт. Между тем 3 марта здесь собрались петербуржцы, которые возложили на постамент цветы. О том, почему они называли его памятником свободе, наш разговор с правоведом и краеведом Евгением Баклагиным.
— Памятник пустоте?
— Не так давно к ограде кто-то прикрепил листок: «На этом месте размещался бюст императора Александра II, созданный академиком Н. И. Лаврецким. Памятник открыт 19 февраля 1893 года (3 марта по новому стилю) перед фасадом больницы, основателем которой также был император». Не сказано, правда, важной вещи: памятник открывали в 32-ю годовщину великой для нашей страны даты — отмены крепостного права. Именно в этот день в 1861 году император Александр II подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».
— Какова судьба памятника?
— Бюст Александра II, как и верхнюю часть постамента, демонтировали в 1931 году. До нашего времени дожили только цоколь и ограда с массивной чугунной цепью. Что касается больницы, в 1985 году она переехала в специально построенное здание на проспекте Солидарности. После переезда сохранила название Александровской. А в старом здании на Фонтанке сегодня находится психиатрическая больница № 5. Так что шутка по поводу «памятника пустоте» коррелирует с профилем медучреждения.
«Памятник пустоте» на Фонтанке, 132
— Грустная корреляция…
— Но согласитесь, весьма показательная.
Крестьянская реформа, значение которой трудно переоценить, практически забыта.
Отмена крепостного права поставила власть перед необходимостью продолжения реформ: земской, судебной, военной. Это было основательное переустройство всех сфер жизни страны, обеспечившее Российской империи бурный экономический рост в конце XIX и начале XX века. Одновременно воплотилась мечта лучших представителей дворянства, русской интеллигенции о справедливом жизнеустройстве народа. Хотя к самой реформе было немало вопросов. Главный из них — земельный. Помещичьих крестьян, в отличие от государственных, освободили без земли, они должны были ее выкупать, что привело к разорению многих крестьянских хозяйств. Их судьба — а они составляли примерно половину от численности крестьянства — особенно незавидна. Они не просто прикреплялись к земле, но и находились в личной зависимости от помещика. Он определял, сколько крестьянин должен на него работать, мог судить крепостных, сослать в Сибирь или просто продать, как рабов. В «Мертвых душах» Гоголя представлена галерея незабываемых персонажей — вершителей судеб крепостных.
Государственные крестьяне были обязаны платить в казну фиксированный налог и не зависели от произвола помещиков. Они могли свободно перемещаться по территории губернии, даже за ее границы, правда, с разрешения околоточного. Этой категории повезло и с реформой — согласно манифесту, каждому крестьянину — главе семейства предоставлялась не только свобода, но и небольшой земельный надел, который он мог и дальше возделывать. А вот бывшим помещичьим крепостным земля не предоставлялась. Многие, получив вольную, окончательно разорялись, подавались в города, пополняя рабочий класс.
— Получается, что манифест создал предпосылки для зарождения в Российской империи гражданского общества.
— Нынешний петербургский микрорайон Рыбацкое получил название от села, стоявшего на этом месте с 1716 года. Реформа предоставила бывшим крепостным полную гражданскую правоспособность. Люди встали на ноги, их благосостояние возросло, появилась потребность в получении образования. Крестьяне понимали, что образование может улучшить их жизнь. В 1900 году жители Рыбацкого основали «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам училищ села Рыбацкого». Оно помогало малоимущим учащимся, платило стипендии способным выпускникам школ, которые хотели продолжить образование.
На средства того же общества в Рыбацком была открыта первая библиотека-читальня, ставшая культурным центром поселка. «Когда было сделано все необходимое для действий библиотеки-читальни, правление созвало 24 декабря 1904 года экстренное Общее Собрание, на каковом после испрошения у Господа Благословения на предназначенное дело и состоялось открытие Рыбацкой библиотеки-читальни в память незабвеннаго и великаго для русского народа дня 19 февраля 1861 года», — говорилось в отчете Общества. Вот вам отношение современников к этой дате. Кстати, библиотекой пользовались и жители окрестных деревень Усть-Ижоры, Мурзинки, Усть-Славянки. Это ли не образец вполне зрелого, народного самоуправления, то есть гражданского общества.
Празднование 50-летия крестьянской реформы в квартире Семенова-Тян-Шанского (8-я линия Васильевского острова) 19 февраля 1911 года. Фото из семейного архива Семеновых-Тян-Шанских
— Библиотека сегодня жива?
— Историческое деревянное здание не уцелело. Но правопреемницей стала нынешняя библиотека № 6. Кстати, 27 февраля в ее стенах состоялась встреча на тему крестьянской реформы, а ее гостями стали потомки Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского.
— А какое отношение русский ученый, путешественник, вице-председатель Императорского Русского географического общества имел к реформе?
— Петр Петрович входил в редакционную комиссию под председательством Якова Ивановича Ростовцева, созданную в марте 1859 г. для рассмотрения предложений по подготовке проекта крестьянской реформы. Редакционная комиссия работала дни и ночи. Анализировалась ситуация по всем губерниям, собирались цифры, статистика. Шли споры о том, давать крестьянам земельные наделы или нет. Семёнов-Тян-Шанский убеждал Ростовцева, что это необходимо. Тот убедил в этом государя, будучи его учителем и другом. В итоге было принято решение обязать помещиков предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовой участок) и полевой надел сельскому обществу (общине) за выкуп. Государство, в свою очередь, на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей, приняв их выплату на себя. Впоследствии эти выплаты производились в течение 50 лет. Понятно, что помещики были недовольны реформой. Они убеждали царя, что страна распадётся, наступит хаос, что народ к свободе не готов, свобода ему не нужна. И тем не менее реформаторы сумели пройти между Сциллой и Харибдой, проведя преобразования без хаоса и насилия.
Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский считал освобождение крестьян главным завоеванием своей жизни. А также великой победой над косностью и консерватизмом. Впрочем, так считал не только он. Ежегодно участники редакционной комиссии собирались 19 февраля на «Час шампанского» — так они назвали свои встречи в память о великом деле. В 1911 году, в день пятидесятилетия крестьянской реформы, Семёнов Тян-Шанский, будучи пожилым человеком, пригласил в свою квартиру на 8-й линии Васильевского острова детей своих уже ушедших сотоварищей. Сохранилась фотография памятного застолья, которое Петр Петрович назвал праздником свободы. Полувековой юбилей широко праздновался в Российской империи. В этот день Петр Петрович был награжден высшим орденом России — орденом Святого Андрея Первозванного.
— Когда в 2011 году в Мариинском дворце отмечали 150-летие крестьянской реформы, Дмитрий Медведев произнес пронзительные слова: «…избыточно суровые порядки, избыток контролеров обычно ведет не к торжеству добра; а если выражаться современным стилем, не к победе над коррупцией, а к ее усилению, не к развитию системы, не к повышению качества управления, а к деградации управления. Поэтому крайне важно давать обществу шансы для самоорганизации».
— Как эти слова актуальны сегодня, а прошел какой-то десяток лет… Историческая память важна тем, что в нее можно смотреться как в зеркало. Оценивать, понимать себя, свой путь, перемены, осознавать, что с нами происходит. А на мой взгляд, сегодня великую реформу, подарившую российскому народу свободу, хотят забыть.
Посмотрим, что из памятников, связанных с крестьянской реформой, сохранилось в Петербурге. Храм Спаса на Крови, на котором есть каменная таблица с цитатой из манифеста об освобождении крестьян, Фермерский дворец в Петергофе — летняя резиденция императора, где воссоздана обстановка Синего кабинета, в котором государь проводил заседания комитетов по реформированию страны.
К 50-летию отмены крепостного права на 22-й линии Васильевского острова был построен Городской училищный дом, сейчас здесь юридический факультет Университета. О первоначальном назначении здания напоминает лишь мемориальная доска с цитатой из манифеста об освобождении крестьян.
На Тамбовской улице, в доме 16, находилось «Общество благотворения в память 19 февраля 1861 года». С 2009 г. здесь размещается дом ветеранов. В холле вместо бюста Александра II установлен бюст маршала Жукова. О первоначальном назначении здания память не сохранена.
Не сохранилась память о событиях 160-летней давности в Меншиковском дворце (Первом кадетском корпусе), в котором с 1859 по 1861 год проходили заседания той самой редакционной комиссии. Наконец, ДК им. Цурюпы на набережной Обводного канала, 181. Как недавно я выяснил, был построен в 1911–1912 гг.) как Дом просветительских учреждений в память 19 февраля 1861 года.
Что это, как не историческая амнезия?
Здание Рыбацкой библиотеки, начало XX века
— Примерно в то же время, в 1865 году, США отменили на своей территории рабство. А президент Авраам Линкольн и Александр II, как известно, находились в дружеской переписке.
— Для Соединенных Штатов отмена рабства до сих пор является предметом национальной гордости. Ежегодно 1 февраля американцы отмечают Национальный день свободы, когда президент Авраам Линкольн внес в Конституцию США 13-ю поправку об отмене рабства. Надо ли говорить, что 3 марта может и должно стать для нас таким же праздником! Почему мы не хотим по достоинству оценить свои исторические победы, почитать своих героев, свою историю?
Люди, которые сегодня принесли цветы туда, где стоял памятник царю-освободителю на Фонтанке, видят на покинутом постаменте не пустоту, а образ народной свободы. Для того, чтобы этот образ наконец стал реальностью в нашей стране, мы должны извлекать из истории уроки. А когда придет время, реализовать предоставленный историей шанс. Без понимания исторических смыслов мы действительно окажемся в пустоте.