Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Тео ангелопулос: xx век начался в сараево и там же закончился

5 июля 2004 10:00

Выдающийся греческий режиссер посетил Петербург и нашу страну впервые. До этого российские зрители могли увидеть картины Тео Ангелопулоса только на фестивальных показах. В отечественном прокате его фильмов не было. Поэтому всемирно известный мастер в России знаком только узкому кругу специалистов и любителей. И вот дождались: в Петербурге прошла премьера нового фильма Ангелопулоса «Трилогия: Плачущий луг», а следом и ретроспектива его картин в киноцентре «Родина».




Тео Ангелопулос приехал не один. Компанию ему составил известный поэт и сценарист Тонино Гуэрра, которого в Петербурге знают достаточно хорошо. Примечательно, что познакомил их Андрей Тарковский в период своей работы над «Ностальгией». Тонино и Тео сделали вместе семь картин, заработав немало призов, среди которых награды самых престижных фестивалей: каннского, венецианского, берлинского... По словам Гуэрры, это именно он настоял на премьере первой части задуманной Ангелопулосом трилогии в Петербурге. «Я полагаю, что Ангелопулос по праву считается одним из крупнейших из всех ныне живущих режиссеров, и я бы хотел, чтобы между российским зрителем и Тео установились теплые отношения, которых пока еще, к сожалению, нет».
Ангелопулос действительно уникален. У него свой неподражаемый почерк, точно и органично подчеркивающий содержание его неторопливых и немногословных (за редким исключением) картин. Так река неотделима от своих берегов. И если все творчество режиссера можно уподобить реке, то это - течение времени, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы, как капли воды в потоке...
- На представлении своей новой картины, являющейся первой частью задуманной трилогии, вы сказали, что это поэтическое вступление к рассказу о веке...
- Я подошел к этому поэтически, потому что обращался к незнакомому мне зрителю, а поэзия всегда хороша при знакомстве. На самом деле речь идет о трагедии, но в элегической форме. Это все та же греческая трагедия, в основу которой лег весь так называемый фибийский цикл. Если кто-то прочитает «Пелопоннесскую войну» историка Фукивиди, а затем посмотрит репортажи из Палестины, Ирака, Косово, Боснии, Чечни, он сразу поймет, что все это об одном и том же.
- Сегодня древнегреческие мифы и трагедии свидетельствуют о том, что человек, отношения между людьми не изменились. Как вы думаете, изменятся ли когда-нибудь?
- Я и сам задаюсь этим вопросом. ХХ век начал с Сараево и закончил в Сараево. И появляется такое чувство, что человек обречен повторять одни и те же ошибки. Но я, и не только я, не хочу верить тому, что мы обречены. Только одна эта мысль заставляет меня взбунтоваться. Даже если мы согласимся с тем, что наш протест может осуществиться способом Камю - то, что Камю называл «героическим отчаянием», - даже если так, я хочу верить, что в нас останется некая доля сопротивления, отрицания того, что творится...

Алексей НЕДВИГА