Рыжий плебисцит
На моем балконе развевается... нет, не государственный стяг, не флаг любимой футбольной команды и даже не баннер родного холдинга. К перилам привязана ярко-оранжевая полоска ткани. Не удивляйтесь. Лучше присоединяйтесь.
От Ульянки до Страсбурга - рукой подать
Позавчера общественная организация «Гроза» объявила о начале городского референдума против уплотнительной застройки. Ленточка цвета апельсина - твой голос, твой протест.
Скажем сразу: плебисцит, к сожалению, неофициальный. Дело в том, что городской парламент до сих пор не принял местного закона, регламентирующего проведение референдумов, федеральное же законодательство такие мероприятия, по сути, запрещает, ибо они не могут состояться без поддержки властей.
И тем не менее. Акция продлится до конца ноября. В течение четырех месяцев по телефону «горячей линии» (115-43-11) будут принимать информацию обо всех конфликтных адресах на территории Петербурга, и таким образом уже к зиме организаторы рассчитывают составить самую полную базу данных по проблеме уплотнения. Но это лишь старт. Как обещают устроители референдума, по каждой (!) точке уплотнения инициативная группа граждан получит бесплатную юридическую поддержку.
- Мы подготовим исковые заявления и будем последовательно проходить все судебные инстанции, вплоть до Европейского суда, - говорит адвокат Петербургской городской коллегии адвокатов Сергей Кузьмин.
Сдержит ли свое слово «Гроза»? Ведь не дни и недели, а скорее всего годы судебных тяжб - это огромные деньги, изнурительный труд... Посмотрим. Так или иначе, любая поддержка со стороны специалистов для борьбы с уплотнением очень существенна. Ведь зачастую, чтобы провести, например, независимую экспертизу и доказать, что строительство новой высотки вызовет повреждение окружающих домов, требуется заплатить от 10 до 20 тысяч у.е. Таких сумм у простых граждан, как правило, нет, а чтобы разработать иные варианты защиты, не хватает юридических знаний...
Между тем, каким бы маловероятным это ни казалось, прецеденты подачи «уплотнительных» исков с берегов Невы в Европейский суд по правам человека уже есть. Не найдя справедливости у родной Фемиды, житель Кировского района пенсионер Сергей Суглобов направляет в Страсбург документы с требованием отмены одного из распоряжений губернатора Владимира Яковлева. Речь идет о «корректировке» границ природно-ландшафтной охранной зоны в Ульянке, где стояли раньше дачи и усадьбы Шереметевых, Брюсовых и других знаменитых в российской истории семейств. Благодаря росчерку губернаторского пера оказалась возможной варварская застройка уникальной территории («Новая» рассказывала о перипетиях этого дела в № 93 за 2003 год и в № 23 за 2004 год).
Если эту тяжбу удастся выиграть, дальше будет легче... Готовясь к массированной контратаке, противники уплотнительной застройки недоумевают: «Почему нам пытаются вдолбить в голову, что всё якобы делается в наших же интересах, а мы, дураки, счастья своего не понимаем?»
- Кто объяснит человеку, чем это ему стало лучше? Окно в окно рядом с его пятиэтажкой возвели огромный дом-башню, закрыли некогда красивый вид, вырубили все деревья, заполонили машинами двор - и он должен за это благодарить?.. - возмущается председатель «Грозы» Андрей Смирнов.
Конечно, город должен расти, иначе нельзя - кто бы спорил! И конечно, инвестор, получая пятно под застройку, отчисляет немалые средства в казну. «Но почему латание бюджетных дыр происходит из нашего кармана?» - спрашивает активистка движения против уплотнительной застройки в Красногвардейском районе Татьяна Красавина. В тихом зеленом сталинском дворе на углу Малоохтинского и Заневского проспектов, где она живет, собираются построить 14-этажное элитное здание на 110 квартир (считай, минимум 110 автомобилей), с офисом на первом этаже. Само собой, уничтожат всю флору, многократно возрастет внутриквартальное движение. По заключению специалистов, аборигенам этого квартала гарантированы серьезные проблемы с водой и отоплением (причины - ни для кого не секрет: ветхие трубопроводы не выдерживают дополнительной нагрузки), мало того, очень вероятно появление трещин на фасадах соседних с новостройкой домов и даже их обрушение. «Естественно, наша недвижимость упадет в цене, - говорит г-жа Красавина. - А кто возместит нам убытки?» Ответа нет...
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Александр ГУТОРКИН
РЕЗОНАНС
По-прежнему не оставляет без внимания публикации «Новой» Комитет по строительству администрации города. За что, конечно, его руководству спасибо.
За последнее время мы четырежды - в № 33, 38, 39 и 49 - отслеживали этапы двух уплотнительных скандалов, разгоревшихся в Выборгском районе и связанных с ЗАО «Окстрой». Недалеко от станции метро «Удельная», на углу Костромского проспекта и Ломовской улицы, на месте сквера, который является для старожилов своего рода культовой площадкой, названная фирма возводит многоэтажный дом. Примерно аналогичная ситуация - зеленый двор, планы по строительству 16-этажного здания в двух шагах от существующего дома - и на Институтском проспекте, в квартале между 2-м Муринским и проспектом Пархоменко.
Из смольнинского комитета отреагировали почему-то лишь на статью в № 38. Но не суть. А суть в том, что на Институтском, как следует из присланного в редакцию документа за подписью первого замглавы комитета Кирилла Анаевского, строить все-таки запретили. На Костромском - увы.
А вот выдержка из письма, которое в те же дни пришло на редакционный адрес от активистов «движения сопротивления» с Костромского проспекта: «ЗАО «Тор» (второй инвестор на этом объекте. - Ред.) получило предписание о приостановлении любых действий до положительного решения экологической экспертизы. Однако 20 июля работы были начаты. Роют котлован. Без соответствующих на то разрешений. Совпадение это или нет, но Валентина Матвиенко в свой вояж по Выборгскому району Костромской решила не включать...»