Чужой среди чужих, чужой среди своих
Уж сколько сказано и написано о том, какие мытарства испытывают бывшие граждане Советского Союза, оказавшиеся после 1991 года «за границей», при попытке переехать в Россию и получить российское гражданство. В ноябре 2003 года был изменен закон «О гражданстве РФ» - некоторые драконовские ограничения были смягчены, и, казалось бы, появилась возможность меньше бегать по бюрократическому кругу. Но, как выясняется, изобретательство российских чиновников не знает предела...
Описанная ниже история проста.
Год назад в Петербург приехал вместе с женой ветеран войны, 80-летний Леонид Веретельник, до того проживавший на Украине. И возраст, и здоровье ветеранов таковы, что они, увы, нуждаются в помощи детей.
Все три дочери Леонида Васильевича живут и работают в России - к одной из них они и приехали. После чего попытались получить пенсию - выяснилось, что по межгосударственному соглашению 1992 года они теоретически имеют такое право. В соглашении черным по белому написано, что «при переселении пенсионера выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается» и что «пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству государств, на территории которых они проживают». Первая часть этого условия выполняется безукоризненно: платить прекращают немедленно. А вот со второй частью есть проблемы...
Бюрократическая карусель такова.
Для того, чтобы иметь право на получение российской пенсии, надо для начала получить разрешение на временное проживание в России. По закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» для этого надо собрать множество бумаг и просить о выдаче разрешения. В течение шести месяцев разрешение или дадут или не дадут. Если дадут - надо прожить как минимум год в России на основании этого разрешения, а затем подать документы на получение вида на жительство.
Положение о выдаче вида на жительство утверждено постановлением правительства № 794 от 1 ноября 2002 года. Согласно ему надо собрать немалый пакет бумаг, включая (цитируем дословно) «сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции», а также - «документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации».
Что называется, замучаешься пыль глотать, собирая эти справки. Ну а затем документы могут рассматривать еще полгода, так что в общей сложности вся процедура занимает два года. И лишь потом можно подать документы на пенсию, что также связано с проблемами. Скажем, люди, которые всю жизнь жили и работали на Украине, должны подтвердить свой заработок и трудовой стаж, а заработок может в последние годы считаться уже не в рублях, а в гривнах и так далее. В общем, кто смог дожить - может быть, и получит в России пенсию...
Но, как уже сказано, в ноябре прошлого года закон «О гражданстве» изменили. Раньше для того, чтобы получить гражданство, надо было непрерывно прожить в России пять лет, считая со дня получения вида на жительство. Теперь же в законе записали, что, в частности, ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие сейчас в России, принимаются в российское гражданство в упрощенном порядке. А именно - без обязательного пятилетнего срока проживания, без отказа от прежнего гражданства, без проверки на знание русского языка и без необходимости получения вида на жительство.
Узнав об этих изменениях, Леонид Веретельник попытался применить их на практике, дабы, получив гражданство, получить и пенсию (а также полагающиеся им с женой ветеранские льготы). Но не тут-то было! Для получения гражданства надо представить документ, подтверждающий, что Леонид Васильевич - ветеран войны. Такой документ у него имеется, но работники паспортно-визовой службы отказались его признать. Почему?
Дело в том, что удостоверение выдано на Украине, и в нем написано, что Веретельник - «участник боевых действий» (именно такая формулировка установлена украинскими властями для тех, кто во время Великой Отечественной воевал на фронте). В российском законе «О ветеранах» такой категории льготников нет - есть похожая («ветераны боевых действий»), но к ней относятся те, кто воевал в мирное время на территориях других государств, например, в Анголе, Сирии, Египте, Йемене или Афганистане. Понятно, что у человека, который жил на Украине, нет иных документов, кроме выданных властями этого государства, и, казалось бы, различие формулировок не должно быть препятствием? Но чиновничья стена оказывается нерушимой: Леонида Васильевича упорно отказываются признавать ветераном войны...
«Великая Отечественная война была одна для всех бывших граждан СССР, - пишет Леонид Веретельник председателю комиссии Законодательного собрания по социальным вопросам Наталии Евдокимовой. - Россия - правопреемница СССР, почему же мы для нее в канун 60-летия Победы - «иностранцы»? Или это «подарок» ветеранам от паспортно-визовой службы? Изменение привычного окружения и климата действует угнетающе, но еще больше подавляет то, что мы выброшены за борт жизни на последнем отрезке, морально принижены, лишены прав и социальной защиты...»
Между тем стоит только пройти по городу - и на каждой рекламной тумбе видишь объявление: «Гражданство РФ». За этими объявлениями скрываются коммерческие структуры, которые оказывают услуги по оформлению российского гражданства в кратчайшие сроки - только плати. Понятно, что эти фирмы работают в теснейшем контакте с паспортно-визовыми службами (ПВС), и «ускоренным» оформлением гражданства занимаются, в конечном счете, те же чиновники, которые месяцами и годами волынят граждан, обращающихся к ним за получением гражданства по «обычным каналам» - то есть бесплатно.
Скажем сразу: трудно не предположить, что «услужливые» фирмы и «чисто конкретные» чиновники ПВС образуют общую структуру, крепко спаянную общим коммерческим интересом. Чиновники подталкивают граждан в объятия фирмачей, а дальше, скорее всего, идет дележка прибыли. Если это не коррупция - что называется, найдите другое слово.
И еще - об «изобретениях» чиновников. Как выясняется, теперь россиянам для приглашения в гости иностранных граждан необходимо, чтобы в квартире приглашающих на каждого из гостей приходилось не меньше социальной нормы площади. То есть в Петербурге - не менее 20 метров общей площади на человека. Такой порядок в прошлом году установило российское правительство.
Трогательная забота правительства о жилищных условиях иностранных гостей впечатляет, но в результате даже те, кому государство в жизни не дало ни метра площади, теперь не могут пригласить к себе родственников с той же самой Украины: ПВС отказывает им во временной регистрации. Почему - понять невозможно. Ведь, в конце концов, неудобства, связанные с малым размером жилья, будут добровольно терпеть хозяева и гости, а не «паспортно-визовые» чиновники. Абсурд, как представляется, очевиден, однако же...
Владимир МАКСИМОВ