Я буду долго гнать велосипед
Быть экологически сознательным везде непросто. Этот процесс ведет к многочисленным ограничениям, которые можно, конечно, принять как благо, при условии глубокой уверенности в правоте зеленого дела. Особенно непросто быть убежденным экологом в Петербурге. У меня нет уверенности, что такие люди победят здесь и сейчас, но они отвечают, что с пораженческими настроениями не согласны. И гнут свою линию.
Один из таких подвижников, американец Джон Росмэн, давно живущий в Петербурге, передвигается по городу только пешком или на велосипеде. Это его право. На самом деле ему бы жить не у нас, а в каком-нибудь не столь отдаленном городе Финляндии или Швеции, где велосипед - норма жизни. Но он не сдается и говорит по-русски уже почти без ошибок... Уехав в свое время из технократической Америки, где знакомого на улице можно разве что мельком увидеть в окне авто, он вместе с активистами организации «Экологический транспорт» искренне надеется все в Петербурге поменять. В этом прекрасном идеальном городе ему и его соратникам видятся не изрыгающие бензин рычащие ржавые консервные банки, а, напротив, изящные фигуры девушек на тонконогом велосипеде с корзиночкой для продуктов, в котором утром лежит деловой дипломат. Мирная картина, которую можно наблюдать, скажем, в Хельсинки повсеместно. Но это там.
В финском городе экологической мечты 33 года тому назад на государственном уровне было решено бороться за велосипед. Как бороться? Очень просто - проложить как можно больше велосипедных дорожек. Кому-то этот путь казался ошибочным, однако экологическое сознание победило в отдельно взятой столице, впрочем, не только в ней, но и во многих других городах старушки-Европы. Но вот Хельсинки действительно близок нам по духу и климату, так что опыт северных соседей нам особенно интересен. Теперь там тысяча километров велодорожек, и велосипедов в два раза больше, чем автомобилей. А зеленые зоны, как во многих европейских городах, соединяются зелеными же коридорами, куда нет хода автомобилю и где, говорят, оживает флора и фауна.
У нас же воздух в городе характеризуется природоохранным ведомством как «очень загрязненный». И основной вклад в это - 70% - вносит автотранспорт. Ну а естественной альтернативой авто является только велосипед. Так вот, оказывается, велосипедов у населения Петербурга (как и в Хельсинки) гораздо больше, чем автомобилей. Но воспринимается двухколесное чудо отнюдь не как средство передвижения, а как развлечение, спортивный снаряд, отчасти средство для получения экстремальных ощущений. Причина ясна - нет инфраструктуры, которая бы позволила, например, пересечь город на велосипеде, спокойно съехать с дорожки, не прыгая через поребрик, и углубиться куда-нибудь в зеленую зону Курортного района. Но власти города с этими мечтами в корне не согласны. На обсуждениях генерального плана развития города проекты экологов проложить велосипедные дорожки одобрения не вызвали. Хотя никаких особых финансовых вложений для этого вроде бы не нужно - заасфальтировать дорожку и обозначить ее табличкой - вот и все. Но пока этого не делается даже на пешеходных улицах, в создание которых вкладываются немалые деньги. Что уж говорить обо всех прочих улицах и проспектах.
Алла БОРИСОВА
фото ИНТЕРПРЕСС
Прямая речь
Джон Росмэн, глава движения «Экологический транспорт»:
- Экологическая обстановка в российских городах очень напряженная. Требования к автомобилям в западных странах намного строже, чем здесь. Сюда ввозят машины, использование которых - просто экологическое преступление. Любой может купить старую рухлядь за 200 долларов и ездить на ней по городу, чудовищно загрязняя воздух. Кроме того, за последние годы произошел настоящий захват земли автовладельцами. Например, к своему офису в центре города я вынужден пробираться боком между двумя машинами, которые владельцы ставят прямо на тротуаре... Если губернатор поддержит идею создания велосипедной инфраструктуры, город от этого очень выиграет.