Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Школа жизни

2 сентября 2004 10:00

Успехи российской науки и образования огромны. Тысячи первоклассных отечественных ученых трудятся в главных университетах и лучших научных центрах по всему миру. Наши компьютерщики неизменно побеждают на чемпионатах по программированию и продают на запад софт в промышленных количествах. Не говоря уже о нобелевских премиях.




Однако все эти неоспоримые достижения - вопреки, а не благодаря сложившемуся порядку вещей. Разумеется, среднестатистический россиянин с гораздо большей вероятностью ответит, где находится Лондон и кто такой Наполеон, нежели среднестатистический американец. Правда, этот самый простодушный американец непременно подколет: если вы такие умные - что ж такие бедные?
А вот чего. Экономика у нас всегда была экстенсивной, а не интенсивной (и жизнь была соответствующей, росли всегда не вглубь, а вширь - воевали, скажем, по большей части не числом, а умением). Таким же экстенсивным было и среднее образование. В школьников (и то если учитель добросовестный) вбивали самую разнообразную информацию, учили всему и сразу - но при этом никто и не думал сообщать, для чего информация (и навыки, которые осваивали на «труде» или на «гражданской обороне») нужна, как ею пользоваться, как ее самостоятельно добывать. Так было и тридцать лет назад, и десять - и сейчас. Методики в целом те же самые, как и учителя (средний возраст которых, кстати, - 59 лет: данные по Петербургу, оглашенные накануне 1 сентября).
Не хочу никого оскорбить, зачеркнув чужой труд. Подвижничество некоторых педагогов вызывало и вызывает безусловное уважение. Тем не менее большинство из нас, вспоминая «школьные годы чудесные», согласится: это даром потраченное время. Скажем, сколько ни учи в обычной школе иностранный язык, все равно, чтобы им действительно овладеть - придется идти на курсы и к репетитору. И, надо сказать, современный абсурд ничем не уступает когдатошнему вызубриванию «трех источников и трех составных частей», а также фамилий пионеров-героев. Одна моя знакомая, выросшая в небольшом провинциальном городе, рассказывала об уроках информатики - при полном отсутствии компьютеров: «Учительница велела нам нарисовать клавиатуру и учиться нажимать на бумажные клавиши. Так до конца и осваивали виртуальное пространство - в полном смысле этого слова».
Или возьмем физкультуру. Зачем нужны эти уроки? Тем ребятам, кто более-менее серьезно занимается спортом, школьная физра ни к чему по определению. Всем остальным эти два урока в неделю по сорок минут, да еще с длительными перерывами на каникулы, праздники, болезни не дадут ни-че-го. С тем же успехом, как выразился один известный тренер, можно регулярно - раз в год - поднимать утюг. Мало того, физкультуру продолжают ставить первым уроком или, например, сразу после большой перемены, которую дети проводят в буфете, то есть они идут бегать-прыгать с полным желудком - а это уже прямой вред.
О вреде говорит и Анатолий Ситель, главный врач Центра мануальной терапии Минздрава РФ и главный мануальный терапевт Москвы: «Вся физкультура настроена на то, чтобы укреплять мышцы, но укрепление мышц школьника, который неправильно сидит за партой, приводит к дальнейшей патологии». В результате более 98% сегодняшних старшеклассников нуждаются в коррекции позвоночника. По мнению того же профессора Сителя, в идеале программа физической подготовки для каждого ребенка должна быть индивидуальной.
А кроме того, школьная физкультура является надругательством над самим понятием культуры - хоть и физической. Помните, как мы, не смыв пота, воняя, прямо из спортзала отправлялись на следующий урок? - так вот, с тех пор душевых в раздевалках не поставили.
При этом действительно полезному и важному места в программе не находится. Например, в нашем обществе отсутствует культура дискуссии. Нас не учили - и не учат - думать, рассуждать, доказывать свою мысль и опровергать тезис оппонента. Элементарные законы логики и риторики люди открывают для себя уже в вузах (если открывают). В результате неизменные козыри в любом споре - внушение и тождесловие: «N - лучшая кандидатура на пост губернатора, потому что N - лучший из всех кандидатов»; «Мы не верим, что это был теракт, потому что в это невозможно поверить»; «Олигарх NN поступил законно, но совершенно аморально, и потому мы должны его осудить - по всей строгости закона»; «Очень важно удвоить ВВП за столько-то лет, потому что это крайне необходимо» - и так далее.
В общем, российское среднее образование в его нынешнем виде нужно главным образом вот для чего: оно - своего рода прививка от взрослой жизни. Не угробит - сделает сильнее. Подросток, знающий, сколько заплатили его родители (а хоть бы и не его, а товарища) директору школы в качестве «благотворительного взноса» (если кто не в курсе - нечто среднее между взяткой и подаянием), став взрослым, быстрее просечет, чего от него хотят в милиции, военкомате, больнице, налоговой службе, чиновничьем кабинете. Привыкший к усвоению информации, без которой вполне можно обойтись, не станет понапрасну нервничать, когда ему в очередной раз попытаются навязать услугу, а то и просто втюхать некачественное и ненужное. Для человека, с ранней юности узнавшего, что такое - абсолютное неуважение к его труду, времени, здоровью, не будет сюрпризом то, что и жизнь его, в общем, не шибко ценится.
Короче, с Днем знаний. Знание, говорят, это сила.

Сергей КНЯЗЕВ
фото Андрея ЗАДОРОЖНОГО