Операция «перехват»
19 октября питерская администрация подписала соглашение с ОАО «Российские коммунальные системы» – о сотрудничестве в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Пока что соглашение касается деятельности РКС только в одном районе – Красногвардейском. Но это только пока...
«Российские коммунальные системы» обогреют... А потом и оберут?
Территория «Ржевка–Пороховые», которой непосредственно касается проект РКС, является одной из наиболее проблемных в плане обеспечения теплом. Там живет 120 тысяч человек, при этом ТЭЦ-5, которая дает тепло, находится далеко (около 12 километров) и с работой не справляется. РКС обязуется спроектировать, построить и эксплуатировать котельную непосредственно в этом микрорайоне (в его нежилой зоне), и сделать это за счет собственных и привлеченных средств. Планируемый объем инвестиций – 1,2 миллиарда рублей.
Еще один пункт соглашения касается участия РКС в программе «Светлый город»: компания обязуется выполнить работы по «художественной подсветке объектов, расположенных в исторической части Санкт-Петербурга». Конкретно, впрочем, известно лишь то, что под «объектами» имеются в виду Казанский собор и Казанская площадь. Финансирование – опять же за счет средств РКС.
Наконец, РКС намерена оказать «интеллектуальную поддержку реформированию, реорганизации и функционированию городского хозяйства».
Казалось бы, можно только приветствовать практически бескорыстное намерение «коммунальных» коммерсантов помочь Петербургу решить его проблемы. Вот только опыт подсказывает, что бизнесмены редко бывают альтруистами...
«Город не передает РКС никаких активов», – заявила Валентина Матвиенко после подписания соглашения. Однако в соглашении записано: при условии, что строительство займет не более трех лет, город изымает из хозяйственного ведения ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» и передает РКС в аренду тепловые сети Ржевки–Пороховых «на срок не менее срока окупаемости инвестиционного проекта». Сам этот срок утверждается РКС совместно с питерской администрацией «на основании технико-экономического обоснования проекта». Это во-первых.
Во-вторых, город «устанавливает экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую РКС потребителям Петербурга, «с учетом возврата инвестиционных средств и обеспечения уровня доходности инвестиционного капитала». Это означает: город обязуется задрать «тепловые» тарифы на такой уровень, чтобы РКС смогла окупить все свои расходы. К тому же записано, что город «рассматривает возможность и целесообразность включения в проекты законов о бюджете Санкт-Петербурга частичного финансирования программ, предусмотренных настоящим Соглашением». Иначе говоря, ни о какой бескорыстной помощи речь не идет.
В-третьих, город обязуется обеспечить в СМИ «формирование положительного имиджа участников Соглашения». Так что если увидите на экране телевизора или на газетной полосе сюжеты и статьи, расхваливающие замечательный проект РКС, – заранее знайте, что перед вами реклама, оплаченная за ваш же счет. Ведь других источников для ее оплаты, кроме бюджетных средств, взятых из карманов налогоплательщиков, у питерской администрации нет и быть не может.
Наконец, председатель совета директоров РКС Михаил Абызов заявил, что компания, возможно «примет участие в обслуживании жилищного фонда города». Как именно – в общем, понятно: концепция реформирования ЖКХ, которую сейчас проводит в жизнь Смольный, предусматривает, что жилищно-эксплуатационные службы должны быть преобразованы в ОАО со стопроцентным городским капиталом (этот процесс уже пошел), а в дальнейшем их акции будут продаваться на рынке.
РКС – холдинг, главным создателем которого является РАО «ЕЭС России», – давно уже считается одним из наиболее вероятных покупателей указанных акций. К каким последствиям это приведет? Ответ на этот вопрос, возможно, надо искать в «Стратегии развития РАО ЕЭС до 2008 года», которую утвердил совет директоров энергетического монополиста в мае прошлого года.
В этой стратегии написано много интересного! Там говорится, что коммунальные службы – главные должники энергетиков, и единственный способ «извлечь» эти долги – «навести порядок» в сфере ЖКХ. Что имеется в виду под порядком? А вот что: участие РАО ЕЭС в «управлении» ЖКХ, как сказано в «Стратегии», заключается в «перехвате функции сбыта» и «физическом присоединении объектов к РАО ЕЭС».
Этого, заметим, в РАО ЕЭС совершенно не скрывают, признаваясь: «Наша конечная цель – получить управляемые активы в собственность». При этом объектом «перехвата» должны в первую очередь стать инженерные коммуникации – трубы и сети.
Что произойдет после этого – предсказать нетрудно: энергетики смогут отключать нам не только электричество, но также тепло, воду, канализацию, газ. Ведь рубильник, как известно, является у них главным способом разрешения споров...
Стоит ли пускать такого козла в питерский огород – вопрос, что называется, открытый.
Борис ВИШНЕВСКИЙ
фото ИНТЕРПРЕСС