«наша задача – заметить хороший текст в литературно-молодежной интернет-тусовке»

21 марта 2005 10:00

Издательское дело в Петербурге активно развивается. Не так бурно, как в Москве, но в своем, отличном от столицы направлении. В справочниках регистрируется более 400 издательских фирм, хотя известность приобрели не больше десятка. О том, каким выглядит лицо питерского издательского бизнеса и каков путь современного писателя к читателю, мы беседуем с Александром Житинским – писателем и издателем, автором знаменитого «Путешествия рок-дилетанта», заместителем главного редактора журнала «Полдень». Житинский и его издательство предлагают молодому писателю свой путь в большую литературу – через интернет.




Литератор протестует против отмены арендных льгот


– Александр Николаевич, издательств в городе довольно много, каждое занимает свою нишу. Каким в результате становится книжное лицо города?
– Мне кажется, оно культурнее, чем лицо Москвы. Конечно, там действуют большие издательства, выпускающие огромные тиражи. У нас тиражи не такие большие и в общем авторы не столь известные. Что касается нашего издательства, то у нас свой профиль. Мы публикуем в основном молодых писателей, связанных с интернетом и получивших уже там определенную известность.
– Каков же в результате путь человека, желающего выпустить свою книгу? Освоить для начала интернет?
– А что, эта услуга не такая дорогая, и компьютеры сильно подешевели. Когда пишущий человек обнаруживает все прелести интернета, он начинает понимать, что свои тексты можно легко там обнародовать и получить какого-то читателя, какое-то обсуждение. Он знакомится с чужими текстами и литературно растет. И дальше наша задача – заметить этот текст в литературно-молодежной интернет-тусовке, что бывает непросто, потому что их огромное количество. Начинаем работать с автором. Конечно, первыми покупателями его книжки становятся друзья-коллеги, которые начинают ее обсуждать, – и так расходятся несколько сотен книг первого тиража. Потом уже печатаем по потребности. Еще одно наше ноу-хау – вообще не выпускать тираж как таковой. Мы делаем лишь макет книги, оформление, образец, который получает автор, и выставляем его в интернете. А затем по заказам изготавливаем книги. С одной стороны, они получаются дороже, но с другой стороны, это позволяет нам не вкладываться, не рисковать, потому что любой тираж – это риск того, что книга не разойдется.
– И есть случаи, когда с вашей подачи имена авторов становились известными?
– Сегодня среди наших авторов – Дмитрий Горчев, Ева Пунш, Евгений Шестаков (молодой юморист, который пишет тексты для эстрадных звезд), Игорь Петров. Потом наших авторов подхватывают другие издательства, и это нормально – так получилось и с Дмитрием Горчевым, и с Ксенией Букша.
– Думаете, будущее за вами? Или все-таки за большими издательствами?
– Если автор пишет книгу, которая по жанру может стать коммерческой – детектив, ироничный детектив, женский роман, – он может пробивать себе дорогу в большие издательства. И если в него поверят и начнут вкладывать дополнительные деньги в рекламу и издание книг, то все получится. Для остальных же остается такой путь постепенного вхождения в литературу малыми тиражами в небольших издательствах. Да, такие авторы тоже постепенно набирают известность. Так что пути есть. Разные пути.

Беседовала Алла БОРИСОВА