Заминированный остров
Любопытную проверку закончила на днях Военная прокуратура Кронштадтского гарнизона. В Финском заливе прокурорские работники обнаружили остров, буквально нашпигованный взрывчаткой. Специалисты Ленинградского военного округа уже получили указания о начале работ по уничтожению боеприпасов. Но... остается много «но»...
Все началось с того, что прокуратура ЛенВо решила поискать на территории округа места, куда чисто теоретически могут сунуться черные следопыты. И надо же, нашла!
Остров Большой Тютерс в Финском заливе, расположенный недалеко от более известного Гогланда, после войны называли еще «островом смерти». Люди продолжали там погибать и в 1950-е, и в 1960-е годы.
Финны и немцы захватили архипелаг, расположенный в самом центре Финского залива, еще в начале Великой Отечественной. Острова Гогланд и Большой Тютерс при этом имели исключительное значение. Ведь находятся они прямо на фарватере, по которому и в те годы, да и сейчас идут и военные, и гражданские суда. Остров Гогланд тогда заняли финны, а на Большом Тютерсе разместилась штабная группировка немцев и крупный гарнизон. Там же появилась мощная батарея для борьбы с советским флотом. Вполне понятно, что готовившиеся к серьезной битве на Балтике фашисты завезли на остров огромное количество боеприпасов. Кроме того, некоторое время снаряды производились прямо там. В спешке покидая остров, немцы не смогли вывезти накопленный арсенал. Они поступили коварно – заминировали территорию острова, превратив его фактически в одну большую мину. В эту жуткую ловушку и попали советские десантники, высадившиеся на Тютерсе летом 1944-го.
Разминировать укрепления и территорию заминированного острова пытались неоднократно и сразу после войны, и потом, в 1950-е. При этом погибло немало саперов. Дабы не губить людей понапрасну, остров решили просто не трогать. Тогда же на Тютерсе появился маяк, который работает до сих пор. Население же заминированного острова до сих пор состоит из одного человека – отшельника Леонида Кудинова, который этот самый маяк и обслуживает. Смотритель маяка живет на небольшом участке земли, получает все необходимое с Большой земли и не рискует отходить далеко от дома. Ведь любой неосторожный шаг может стать последним...
Вполне понятно, что боеприпасы на злополучном острове нашлись. Их даже искать особенно не надо. В землянках, на складах, на открытой местности и под землей лежат тысячи снарядов, мин, толовых шашек. Рядом с ними можно увидеть и простоявшие 60 лет немецкие орудия. Все это заминировано и может взлететь на воздух даже при легком воздействии.
Констатировав, что боеприпасы на Большом Тютерсе есть, Кронштадская военная прокуратура направила эту бумагу в ЛенВО с требованием разминировать остров до конца года.
– Как же иначе бороться с черными следопытами? – рассуждает представитель прокуратуры. – Ведь военизированную охрану на острове выставить невозможно. Это не военный объект, а совершенно обычная, даже не закрытая территория, попасть на которую может кто угодно.
В штабе Ленинградского военного округа уже принято решение об отправке на Большой Тютерс саперов. Неясно, правда, когда именно они отправятся на «остров смерти».
По словам руководителя пресс-службы ЛенВО Юрия Кленова, вопрос упирается в деньги, так как одному Министерству обороны тяжело справиться с такой финансовой нагрузкой. Но до зимы решить вопрос разминирования необходимо.
Для того чтобы учесть ошибки советских саперов, их нынешние коллеги пытаются найти документы, которые помогут обойти хитроумные ловушки фашистов. Одному из питерских НИИ заказан план мероприятий по выяснению состояния боеприпасов. Отправка саперов, которые, как известно, ошибаются всего один раз, на страшный остров не за горами.
Андрей ИВАНОВ