Инвестиционно-соседские склоки

11 августа 2005 10:00

Разразившаяся недавно публичная пикировка между вице-губернатором Ленобласти Григорием Двасом и председателем Комитета по инвестициям Петербурга Максимом Соколовым о том, у какого из субъектов федерации лучше инвестиционный климат, вызвала в кругах специалистов недоумение и ироническую улыбку. Все это напоминает добротную соседскую склоку, только в данном случае на инвестиционной почве. Это явно была ссора не экономистов, а чиновников. Ведь вопрос, где лучше размещать производство, сродни попыткам выяснить у малыша, кого он любит больше – папу или маму? Да, они разные! Но живут вместе. Никому не придет в голову строить крупный лесопромышленный комбинат в городе, а завод по производству высокотехнологичной электроники – в Подпорожье или Приозерске.

Город и область – кто лучше?




Поразил даже не сам факт пикировок – негласное противостояние в этой сфере существовало всегда, – а резкость чиновников в высказываниях и публичность конфликта. Ведь по аппаратной этике даже вице-губернатор не имеет права критиковать коллег из соседнего региона. А Григорий Двас наступил городским коллегам на больную мозоль – проект строительства автосборочного предприятия Toyota в Шушарах, старт которому дала Валентина Матвиенко, да еще в присутствии президента России. К тому же Двас, кроме критики самого проекта, катком проехался по всей инвестиционной политике Петербурга, да еще призвал прокуратуру обратить на нее особое внимание. Естественно, в заключение он заметил, что инвестиционная привлекательность Ленинградской области остается вне конкуренции. Максим Соколов моментально парировал: это у Петербурга, а не у области в смысле инвестиционной привлекательности нет конкурентов.
Нотки затаенного соперничества у городских и областных чиновников время от времени проскальзывали и раньше. Если зайти на официальный сайт петербургских властей и заглянуть на экономическую страничку, то выяснится, что бравые питерские имиджмейкеры приводят сравнение экономических успехов города, России и... Ленинградской области. Так, удельный вес Петербурга в общем объеме производства промышленной продукции Северо-Запада составляет 33.2 процента, а всяких там вологодских и ленинградских областей – 22.9 и 15 процентов соответственно. Ну а другие города и веси с нашей «высоты» вообще не видны. А по итогам первого полугодия 2005 года рост промышленного производства по России составил 5.6 процента, в Ленобласти – 7.5, а в Петербурге – аж 16.5. Это выглядит как начальственное похлопывание по плечу со стороны старшего по званию. Интересно, а с Москвой тягаться они не пробовали под забытым лозунгом «Ленинград и Москва соревнуются»? Вот в Первопрестольной позабавились бы.
Областные коллеги не остаются в долгу, когда речь идет об инвестициях: они живо припоминают, что именно в этом субъекте федерации приняты в конце 90-х годов пионерские законы в этой сфере: «О льготном налогообложении предприятий и организаций, расположенных на территории Ленинградской области», «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области» и дополнения к нему, «О налоговом и инвестиционном налоговом кредитах» и другие, которые помогли привлечь крупных инвесторов. Пытаются привести цифры, но не часто.
Вообще не совсем понятно, о чем спорят чиновники. Так как город и область в инвестиционном смысле – принципиально разные.
Петербург – это компактная территория, населенная четырьмя с половиной миллионами жителей, с исторически развитыми сферами обрабатывающей промышленности: судостроение, станкостроение, энергомашиностроение, и, соответственно, здесь же – центр профессиональной подготовки кадров для этих отраслей. Правда, статистика умалчивает о колоссальном рынке услуг и товаров, как и о числе занятых на нем – ведь изрядная часть граждан работает в ларьках, киосках и магазинах без оформления документов.
Так что, если оценивать привлекательность нашего города, то для того чтобы открыть в Петербурге собственное производство, инвестору требуется только одно – свободная территория. Все остальное будет к его услугам: квалифицированные кадры, инженерные сети (если на данный момент их нет, то легко создать), финансовые институты, транспортные коммуникации.
В Ленинградской области иная ситуация. Это территория, раскинувшаяся на многие сотни километров, где разместились тысячи городов, поселков и сел, в которых проживает полтора миллиона человек. Причем без единого центра (а это немаловажно, когда нужно согласовать вопросы с местной властью). Основу производственной базы области составляют топливная, нефтеперерабатывающая и лесная отрасли. Это по официальной статистике. К этому можно добавить еще машиностроение и химическую отрасль.
Нефтепереработка исторически сосредоточена в Киришах («Киришинефтеоргсинтез»), но это предприятие входит в федеральный холдинг. Ряд предприятий других отраслей также сосредоточены в городских центрах: Всеволожск («Форд»), Тосно («ЭРА-Хенкель»), Усть-Луга (нефтепереработка и транзитные морские промышленные перевозки). В ближайшее время предпортовый район станет инвестиционно привлекательным – там появится инфраструктура.
Это еще одна особенность Ленобласти: там, где есть инвесторы – а таких районов немного, – там и деньги, там и развитие. А естественную основу областной промышленности составляет лесопереработка. Лесопромышленные комплексы – их доля в общем объеме производства составляет 23 процента – расположены во всех районах области.
Понятно, что инвестор при выборе территории в первую очередь интересуется минимизацией затрат, а также возможностью развития. Поэтому сравнивать Петербург и Ленобласть в этой сфере просто бессмысленно. Ведь все зависит от отрасли и соответственно – требований. Если нужна просто территория под постройку нового предприятия, а все остальное – неважно, то стоит поискать свободное место в области, а если требуется создать высокотехнологичное предприятие с высококвалифицированным персоналом – лучше поселиться в Петербурге.
Но это относится к тем компаниям, которые регистрируют свое предприятие по месту основной деятельности. Например, «Форду» было удобно выбрать площадку в области, но вблизи города, «Хенкель» попросту скупил местное предприятие вместе с объектом, чтобы не строить новое. Поэтому и здесь тоже конкуренции нет.
Другое дело, когда инвестор начинает возведение объекта «с нуля». Это как раз случай с Тоуоta. Ну здесь уже действительно вступает в силу «политический вес». Видимо, Валентина Ивановна знала, на какую педаль нажать на федеральном уровне, чтобы она притормозила и остановилась на свободной площадке в Шушарах. Но такие факторы инвестиционной политики экономическому анализу уже не поддаются.

Андрей ДАВЛИЦАРОВ
фото ИНТЕРПРЕСС