Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Осенняя «газель» всегда дороже

5 сентября 2005 10:00

Сентябрь – это не только первый звонок и долгожданный урожай с милых сердцу шести соток. Это и первые поездки на маршрутке по обновленной цене. Можно сказать, подобное уже стало традицией. Последнее повышение платы за проезд в маршрутках было в сентябре 2004 года. И вот сейчас на многих маршрутах опять появились новые ценники: вместо прежних 13 рублей – 15, вместо 15 – 17. Пока подорожание еще не стало тотальным, но транспортники не скрывают, что только пока...

Вслед за бензином дорожает транспорт



«Это вынужденный шаг», – говорят в одном из крупнейших транспортных предприятий – ОАО «Третий парк». Мол, с радостью сохранили бы прежние тарифы, если бы не грозящие убытки. Причина – рост цен на бензин. Вот, самый ходовой 92-й подорожал с начала года на полтора-два рубля за литр, и, вполне вероятно, это еще не предел...
Но стоп, давайте посчитаем.
Известно, что одна маршрутка перевозит в среднем как минимум по 200 человек в день и передвигается по городу со средней скоростью 15–20 километров в час. За 12-часовую смену получается 240 километров. Расход бензина для «Газели» – 15 литров на 100 километров. То есть за смену – 36 литров. Подорожание литра бензина на два рубля эквивалентно увеличению затрат на 72 рубля. Поделим на 200 перевезенных пассажиров – и получим... 36 копеек. Ну пусть даже 50. А плата-то увеличилась на 2 рубля! Где же логика?
– Но ведь за год изменилось очень многое, – говорит вице-президент Ассоциации независимых перевозчиков и генеральный директор ООО «Престижавто» Андрей Колосов. – Повысились цены не только на бензин, но и на расходные материалы: запчасти и так далее.
Впрочем, как уверяет Колосов, застрельщиками в этом деле были вовсе не частники. Вначале цены на всех своих маршрутах поднял государственный монополист – ГУП «Пассажиравтотранс», контролирующий значительную часть рынка пассажирских перевозок, а уже к нему подтягиваются остальные. Независимые перевозчики пока не поднимали цены, но, скорее всего, тоже будут вынуждены это сделать...
А в середине сентября должно состояться еще одно знаковое в транспортной области событие – новый конкурс на право осуществлять в городе пассажирские перевозки. Предыдущий, который проводился весной, наделал много шума, и его результаты были отменены. Слишком очевидно тогда подыгрывали крупным компаниям, главным образом – все тому же «Пассажиравтотрансу». Подавляющее большинство частных перевозчиков в принципе не смогли принять участие в конкурсе. Они обратились в суд, и суд (что нечасто бывает в таких ситуациях) признал их правоту.
Что касается нового конкурса, то теперь в Комитете по транспорту говорят, что его условия согласовывались с частниками.
И еще немаловажное новшество: Комитет планирует при заключении договоров с перевозчиками вводить предельные тарифы, которые они не могут превышать. По замыслу организаторов конкурса, это должно сдержать цены. Любопытно, что год назад председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк решительно отвергал какую-либо возможность своего ведомства вмешаться в ценовую политику. Мол, коммерческие перевозчики сами устанавливают эту плату, а комитет сделать ничего не может. Теперь оказывается, что может?
– Установление для частных перевозчиков предельных цен невозможно, – говорит Андрей Колосов. – Как только вводятся регулируемые тарифы, возникает вопрос: что делать, если затраты предприятия больше, чем получаемая выручка? Кто компенсирует убытки? Город? Но в договоре это не предусмотрено.
С таким утверждением можно было бы поспорить. Да, напрямую регулировать тарифы частников действительно сложно. Но есть иной выход, который, кстати, не раз предлагался: проводить конкурсы на обслуживание маршрутов по критерию наименьшего тарифа. Кто из претендентов предложит меньшую плату за проезд – тот и выиграл.
Повысились затраты, перевозчик несет убытки – отказывайтесь от маршрута, и пусть его выставляют на новый конкурс. Если выяснится, что никто не хочет возить по нему пассажиров за прежнюю плату – ну что ж, тогда можно рассмотреть вопрос о ее повышении.
Однако это предложение упорно игнорируется Комитетом по транспорту.
И еще одно простейшее предложение, которое столь же упорно не хотят реализовывать: лишить ГУП «Пассажиравтотранс» права на обслуживание коммерческих маршрутов. Ну сколько, на самом деле, можно доказывать, что совмещение в одной структуре государственного и частного всегда приводит к одним и тем же результатам? Что в поликлинике, где нет бесплатного лечения, но всегда есть платное, проводимое теми же врачами и на том же оборудовании; что на автотранспортном предприятии, где нет никакой возможности бесплатно возить льготников, на линию выходят автобусы, где написано «без льгот» и где не действуют карточки. И получается как всегда. Граждане, безуспешно пытаясь дождаться «социального» автобуса, махнув рукой, усаживаются во все дорожающие маршрутки.

Владимир МАКСИМОВ