Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Эфир струит зефир

5 сентября 2005 10:00

В Петербурге (да и в России в целом) налицо полнейшая свобода слова – в этом нас буквально на днях уверял заведующий кафедрой радио и телевидения нашего Госуниверситета Сергей Ильченко. В безусловной теоретической приверженности этой базовой ценности не устают клясться и губернатор Валентина Матвиенко, и председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова, и гендиректор ТРК «Петербург» Марина Фокина. Как же не поверить столь уважаемым персонам? Но практика, похоже, иногда оказывается несколько иной, чем теория...

Свобода слова? Конечно! Только... Ну вы же понимаете...



Недавно из Дома радио был выставлен за дверь журналист Сергей Сверчков, проработавший пять лет на «Радио «Петербург» ведущим «Петербургской панорамы». Перед этим была обнародована нашумевшая инициатива единоросса Игоря Риммера – об изменении Конституции и разрешении президенту править не два, а три срока подряд.
12 августа в выпуске новостей, рассказав об этом и процитировав Риммера, Сверчков, как и полагается, решил изложить и другую позицию – и зачитал в эфире сообщение «Росбалта» с мнением депутата Сергея Гуляева. В частности, было процитировано, что, по словам Гуляева, «Владимиру Путину было достаточно двух сроков, чтобы проявить себя. Однако в результате его правления не произошло никаких радикальных реформ, не улучшилась ситуация ни в политике, ни в экономике, ни в демографии, и потому потенциал Путина исчерпан и должны прийти новые люди, не связанные с коррумпированными или бандитскими структурами, чиновничеством, готовые служить государству, а не собственному кошельку»...
Отклики подобного рода в те дни транслировали многие питерские, да и российские СМИ. И никто не считал это чем-то выходящим за рамки. Никто – за исключением ТРК «Петербург».
– После передачи начался скандал, – говорит Сергей Сверчков. – Начальство потребовало запись, прослушало ее, и мне было заявлено, что материал вызвал сильнейшее недовольство у руководства. Происшедшее назвали «провокацией против президента», гендиректор Марина Фокина срочно вызвала из отпуска моего начальника Юрия Радкевича и устроила целое совещание по этому поводу. После этого 18 августа мне сообщили, что договор подряда, заключенный со мной, расторгается. Официальных причин не названо, хотя договор составлен так, что мне и не обязаны их объяснять. Но все понимают, в чем причина. А для того, чтобы в дальнейшем не звучало ничего «неправильного», распорядились, что Ольга Мартыненко с «Радио России» теперь будет контролировать передачи «Радио «Петербург». Такого на радио, кажется, еще никогда не было...
Хочется заметить, что если предложение о третьем сроке Путина считать «провокацией против президента» – то его выдвинули не Гуляев, и тем более не Сверчков, а совсем другие люди. Но дело не только и не столько в этом.
Вдумаемся в суть случившегося: от работы отстранен журналист, который выполнил свои профессиональные обязанности – сообщил гражданам мнение избранного ими депутата, касающееся проблемы, которая сейчас обсуждается все чаще и чаще.
Может быть, того, что это мнение является нелицеприятным в отношении президента, достаточно для увольнения журналиста, который посмел это мнение обнародовать?
Может быть, руководство ТРК «Петербург» считает, что на государственном радио о президенте можно говорить только как о покойнике – или хорошо, или ничего?
Скорее всего, Марина Фокина будет уверять, что Сергей Сверчков уволен исключительно за низкое качество своей работы, и его отстранение не имеет никакого отношения к изложению в эфире мнения оппозиционного политика. Отнесемся с уважением к ее точке зрения, но вспомним, что те же слова звучали четыре года назад, когда г-жа Фокина руководила питерским филиалом ВГТРК и заявляла, что государственные СМИ – самые независимые в стране, поскольку избавлены от влияния олигархов. И что поддержка, которую президенту Путину неизменно оказывает руководимое ею ТВ и радио, связана исключительно с «гражданской позицией» журналистов.
Тогда примерно таким же манером, как сейчас Сверчков, была уволена известная питерская журналистка Наталья Ухова. По словам Уховой (Фокина это, естественно, отрицала), сотрудникам «Радио России» был сообщен перечень политиков, чье появление в эфире нежелательно. В этом списке фигурировали, в частности, Юлий Рыбаков, Юрий Вдовин, Юрий Нестеров...
После того как Ухова предала этот факт огласке – ее немедленно выставили за дверь. Само собой, не за разглашение, а за «низкое качество программ». Правда, перечисленные и другие «неправильные» (то есть не заявляющие о своей поддержке Путина) политики из эфира почему-то практически исчезли. Что же, посмотрим, сколь частными гостями они будут теперь на питерском радио.
Ну а когда нам в следующий раз будут говорить о свободе слова на петербургском радио и телевидении – вспомним, что в ее наличии двадцать лет назад всех уверял и обком КПСС. Тогда, помнится, тоже любили говорить, что поддержка журналистами линии партии и правительства – это их «гражданская позиция», которую они высказывают исключительно по своей воле...
– Правда ли, что советские писатели пишут по указке партии? – допытывались когда-то зловредные западные журналисты.
– Неправда! – гордо отвечали им советские писатели. – Мы пишем по указке сердца! А сердца преданы партии...

Борис ВИШНЕВСКИЙ