Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

От «обрученных» до «конформиста»

24 октября 2005 10:00

Дни итальянской культуры в Санкт-Петербурге подарят любителям кино возможность познакомиться с экранизациями старой и новой итальянской классики. С 25 октября по 2 ноября в киноцентре «Родина» и кинозале Института культуры Италии пройдет программа «Кино и литература».




Нужно было родиться в семье графа и окончить аристократический колледж, чтобы затем проникнуться духом патриотизма и свободолюбия, встать на сторону простого люда и вдохновляться их нравственной силой. Итальянский Лев Толстой – Алессандро Мандзони широко известен своим историческим романом «Обрученные» – о жизни в Италии XVII века. «Великий немой» не мог пройти мимо такого богатого материала. И в 1922 г. режиссер Марио Боннар поставил экранизацию знаменитого романа Мандзони. Именно эта картина – самая старшая по возрасту в программе.
Другая экранизация показывает Неаполь XVIII века. Современный режиссер Антоньетта Де Лило (знакомая петербургскому зрителю по фестивалю «Новое кино Италии») сняла свою картину по роману известного журналиста, прозаика и издателя Энцо Стриано «Все, что осталось от ничего». В нем в эпицентре событий – незаурядная женщина Элеонора Пиметель Фонсека, которую сыграла в кино великолепная Мария Де Медейрос.
В 70-е годы XX столетья Италия пережила драматические времена. Страну захлестнула волна насилия и террора. Кровавые акции «Красных бригад» и гангстерский беспредел, похищения людей с целью наживы... Одна из таких историй легла в основу романа Никколо Амманити и одноименного фильма Габриэле Сальватореса «Я не боюсь».
Поэтическое название романа «Игуана» никого не введет в заблуждение. Его автор – признанный классик итальянской литературы XX века Анна Мария Ортезе начинала как поэт, а в прозе заявила о себе как зачинатель «магического реализма». Режиссер Катрин МакГилврай, экранизировавшая «Игуану», сумела выразить прелесть авторского поэтического повествования и своеобразную пряную романтику Ортезе.
Жемчужина программы – всемирно известный «Конформист» Бернардо Бертолуччи, поставленный по одноименному роману Альберто Моравиа. Признанные шедевры – и фильм, и роман – продолжают завораживать читателей и зрителей. Герои «Конформиста», как и все герои Моравиа, – горожане, влекомые по жизни инстинктами и страстями. Бертолуччи удалось создать полновесный экранный эквивалент романа, оживив его блестящей игрой выдающихся актеров Жана-Луи Трентиньяна и Стефании Сандрелли. Операторская работа Витторио Сторраро придала фильму идеальную завершенность и до сих пор считается одной из лучших в кино.
«Конформист» откроет итальянскую программу. В «Родине» покажут восстановленную оригинальную цветную версию фильма без прокатных купюр, не позволивших в свое время зрителям увидеть шедевр Бертолуччи во всей своей целостности.
Показы в «Родине» продлятся до 29 октября, а затем продолжатся в кинозале Института культуры Италии (Театральная площадь, 10) на языке оригинала, где будут показаны фильм «Те еще дети» Антонио Фрацци и драма «Марианна Укриа» Роберто Фаэнца.

Алексей НЕДВИГА