Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мост дружбы на волоске

12 декабря 2005 10:00

Возведенный в далекие 1960-е мост через реку Нарву много лет соединяет два небольших города – российский Ивангород и эстонскую Нарву. Когда-то эта переправа получила имя «Моста дружбы». После распада СССР мост приобрел особое значение, связав два государства. Сейчас это артерия, соединяющая Россию с Евросоюзом. Между тем без всякого вмешательства политики, но исключительно под влиянием неумолимого времени мост медленно разрушается. Кому его реконструировать или строить на его месте новый? А вот это вопрос уже не только экономический, но и политический. Ответа на него пока нет.

Мост между Россией и Эстонией может рухнуть – обветшал. Кому и где строить новый – высокие стороны пока не договорились



Значение моста, переброшенного через речку стометровой ширины, сложно переоценить. Сотни машин и тысячи людей ежедневно пересекают с его помощью границы Евросоюза и России, которая проходит как раз по небольшой реке. Мост, полтора десятилетия назад ставший политическим объектом, строился в советские времена, когда Нарва и Ивангород фактически являлись одним целым. Вопрос же о том, кому теперь проводить текущий ремонт транспортной артерии между двумя государствами, остается открытым.
Осенью этого года эстонская сторона провела обследование опор и пролетов Моста дружбы. Эстонские эксперты пришли к выводу, что мост непригоден для прохода большегрузного транспорта. Попросту говоря, он может рухнуть под тяжелыми грузовиками. Заключение экспертов: через мост нельзя пропускать транспорт весом более 41 тонны. Так что Эстония намерена в ближайшее время ввести ограничения для большегрузов, следующих через границу.
В принципе не так страшно: современные тягачи при нормальной загрузке весят как раз около 40 тонн. Но вот при перегрузе им придется следовать в Евросоюз уже другими путями, в обход Ивангорода. А ведь именно эту артерию, связывающую северо-восток Эстонии с Ленинградской областью, сейчас активно используют экспортеры из Польши и некоторых других стран ЕС. К тому же запланировано строительство нового таможенного терминала на российской стороне реки Нарвы. Ограничения движения по Мосту дружбы лишают этот проект былой привлекательности.
По словам главы ивангородской администрации Николая Коломейцева, эстонская и российская стороны уже давно обсуждают проект строительства нового моста через Нарву. Россияне предлагают построить его на месте нынешнего – для того чтобы эффективно использовать имеющуюся дорожную инфраструктуру. Эстонская же сторона предлагает строить мост в другом месте – ниже по течению Нарвы. Окончательно вопрос о том, где именно появится новая переправа, не решен.
Сейчас жители по обе стороны пограничной реки Нарвы готовятся к празднованию самого любимого праздника – Нового года. Гвоздем торжеств должна стать встреча русского Деда Мороза и эстонского Санта-Клауса на пресловутом Мосту дружбы, которая состоится 28 декабря. Быть может, яркий праздник объединит оппонентов, поможет россиянам и эстонцам договориться. И навести мосты в самом буквальном смысле этого слова.

Сергей АНДРЕЕВ