Паломничество английской акварелистки

23 января 2006 10:00

В честь победы России над фашизмом в мире осуществляются разнообразные большие и маленькие проекты. Один из них осуществили американский военный историк Альберт Аксель, автор пяти монографий о победе России во Второй мировой войне, а также недавно вышедшей на русском языке книги «Маршал Жуков – человек, победивший Гитлера», и английская художница, член Королевского общества акварелистов Джэнет Трелор.





Два года назад в конце декабря Альберт Аксель и Джэнет Трелор приехали в Россию и посетили Москву, Петербург, Волгоград, где Джэнет неустанно делала акварельные наброски. При этом воображение позволило ей изобразить эти города во времена прошедшей войны, и уже весной выставка Джэнет «Города-герои России» была впервые показана в посольстве России в Лондоне. А недавно 30 работ английской акварелистки были представлены в библиотеке имени Маяковского в Петербурге.
Блокадный Ленинград Джэнет с почти детской непосредственностью изобразила с темным дымящимся небом над покрытым льдом Невой, с черными окошками разрушенных бомбежкой домов, с похожими на привидения фигурами голодных людей. И все же для петербургского зрителя, избалованного высоким мастерством отечественных, в том числе питерских, акварелистов, пожалуй, самым интересным на открытии выставки оказался – если обобщить ответы Джэнет на вопросы гостей – сам ее рассказ о том, как она создавала на бумаге образы российских городов-героев.
Да, она приехала накануне зимы на три дня в Петербург не как обычный турист, а «как паломник для того, чтобы на себе почувствовать, что испытывали жители Ленинграда во время холодной блокадной зимы». До этого она ни разу не была в России. На ней была ушанка, теплые перчатки, притом без пальцев, чтобы было удобно держать кисточку. Каждый день они с Альбертом выходили из гостиницы «Астория» и пешком шли на Невский, проходили по нему до конца, потом выходили на набережную Невы. Альберт подставлял свою спину, чтобы Джэнет раскладывала на ней бумагу и рисовала с натуры городской вид, пока у нее не замерзнут пальцы... На вопрос, как она переносила русские холода, Джэнет отвечала, что ей повезло – она закалилась от низких температур еще тогда, когда жила несколько лет со своим мужем-нефтяником в Норвегии... Нет, смущенно улыбнулась она, почувствовать на себе, что такое блокадный голод, у нее не хватало силы воли... Зато на улицах в Волгограде, чтобы передать жестокий реализм войны, она брала из-под ног немного земли и писала ею, как углем. Во время своего «специального паломничества» она посылала домой в Англию весточки из России, как с фронта, то есть на пожелтевшей бумаге, которую специально для этого держала перед этим в чашке с заваренным пакетиком чая...
Что заставило Джэнет приехать в Россию и работать в таких нетривиальных условиях? Дело в том, отвечала она, что многие в Англии до сих пор ничего не слышали о ленинградской блокаде, считая, что в эти страшные годы немцам оказывали сопротивление только англичане, теперь же, увидев акварели Джэнет, английская публика узнаёт о героизме русского народа во время войны.

Эмилия КУНДЫШЕВА
Акварель Джэнет Трелор