Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Трудно быть байкером в россии

14 августа 2006 10:00

На минувшей неделе Петербург посетило созвездие велосипедных гуру из разных стран мира. Впрочем, внешне руководители и активисты велоклубов и велообществ Эстонии, Германии, Литвы, Великобритании, Дании и Австралии – ничего экстраординарного собой не представляли. Поджарые, спортивные, прожаренные знойным летним солнцем мужчины и женщины. Хотя открытый, полный дружелюбия взгляд выдавал в них особую породу людей, путешествующих по миру на двух колесах.

Европейцы не понимают, почему человек на двух колесах в России вынужден рисковать жизнью, преодолевая многочисленные препятствия, в том числе – бюрократические




Сядешь – и просто нажимаешь на педаль?


30 июня они стартовали в Копенгагене и, преодолев 2800 километров, прибыли в Петербург. А 8 сентября, проделав еще 2200 километров, планируют прибыть туда, откуда выехали, – в столицу Дании. Словом, задача путешественников – обогнуть на двух колесах Балтику, проследовав по территории всех девяти прибрежных государств. Вот почему свою велокампанию они назвали «Вокруг Балтийского моря», а проходит она в рамках проекта BalticCicle.
– Сам проект пять лет назад родился в Литве, – рассказывает вице-президент Литовского общества велосипедистов Сигитас Кучас. – Мы хотели показать всем любителям байка, что Балтийское побережье – идеальное место для велотуризма. Здесь равнинные ландшафты, мягкий климат, красивая природа. Впоследствии к нам присоединились не только литовцы, но и любители двух колес из других европейских стран и даже континентов.
Режим велокампании «Вокруг Балтийского моря» – самый демократичный. К ней могут присоединиться все желающие, имеющие велосипед и способные преодолеть от 80 до 100 километров в день. Остальное – море свежего воздуха и солнца, ароматов трав и полевых цветов, купание во встречающихся по пути реках и озерах, новые друзья и города – гарантируется. Хотя, конечно, сотню километров без подготовки одолеть непросто. Короче, за сорок дней, что добирались до Петербурга, в походе успели поучаствовать 80 человек. В наш город приехали 30.
Велотуризм становится в мире все более популярным. Более познавательный вид отдыха трудно себе представить. Путешественники не проезжают мимо повстречавшихся на дороге музеев и достопримечательностей, знакомятся с людьми, обычаями и национальными особенностями разных стран.
К тому же велосипед – прекрасное профилактическое средство от многочисленных болезней. Так, участвующему в пробеге вице-президенту велосипедного клуба Германии Хорсту Радмеру – за семьдесят. И он считает, что только благодаря байку держится в прекрасной форме. Да что там, говорят, что в России встречали одного норвежца, направлявшегося в Грецию, которому исполнилось семьдесят семь.
А самому маленькому участнику велокампании один год и три месяца – родители везли его в люльке. Самому молодому самостоятельному путешественнику – восемь лет. Так что велотуризм действительно доступен всем. В том числе и в плане экономичности. Такие путешественники традиционно останавливаются в недорогих гостевых домах или растягивают палатки в кемпингах. Если нет специальных площадок, останавливаются прямо на природе. Пищу готовят сами, хотя порой не отказывают себе в удовольствии перекусить в придорожном кафе.
Очарованная велосипедом Европа вовсю создает евровеломаршруты – велодорожки или широкие полосы на автомагистралях, оснащенные специальными дорожными знаками. Первый, длиной в 6 тысяч километров, возник пять лет назад вокруг Северного моря. И тут же вокруг разрослась туристическая инфраструктура из кемпингов, дешевых гостиниц, сувенирных магазинов и лавочек, ресторанчиков и кафе, обзорных площадок и троп. Сегодня «ЕвроВело 9» – таков номер этого маршрута – считается одним из самых оживленных туристических мест Северной Европы.
Маршрут, огибающий Балтику, носит название «ЕвроВело 10». Часть его проходит и по территории России. Точнее – будет проходить.
– Велосообществу Европы очень хотелось бы завершить создание 10-го маршрута, – говорит президент Эстонского велосипедного клуба Рейн Лепик. – Пока на российской земле, начиная с Калининградской области, вплоть до самой финской границы в Ленинградской области, велосипедных дорожек практически нет, нет и указателей. Мы не увидели кемпингов или гостевых домов, сети дешевых столовых и закусочных. Словом, мы наблюдаем разрыв европейского веломаршрута. Это мешает путешествовать не только западным велотуристам, но в первую очередь самим россиянам.
– К сожалению, наши власти не понимают, что велодорожка – путь к здоровью нации, – говорит почетный председатель клуба «Велопитер» Илья Гуревич. – Несмотря на то что Петербург велосипедная столица России (ни в одном другом городе нет такого количества велолюбителей), даже новые районы города проектируются без велотрасс. А о центре города и говорить нечего – человек на двух колесах чувствует себя здесь инородцем.
При этом байков в Петербурге больше, чем автомобилей. Так утверждает руководитель Центра экологических инициатив Александр Федоров. Но зачастую они пылятся в гаражах и кладовках. Ведь отсутствие велодорожек и веломаршрутов делает поездки на велосипеде неприятными и даже опасными. «Участие Санкт-Петербурга и Ленинградской области в создании маршрута «ЕвроВело 10» могло бы стать первым шагом на пути создания велосипедной инфраструктуры в регионе», – считает он.
Безусловно, дело не только в дорожках. К примеру, наших европейских гостей поразило поведение российских водителей. «Они ведут себя очень недружественно, – говорит Хорст Радмер. – Машины проносятся столь близко, что ваши дороги нам представляются небезопасными. Кстати, с аналогичным явлением мы сталкивались на Украине»…
Не меньшее удивление вызвали и национальные бюрократические находки.
– Если находишься в России больше трех дней, требуется регистрация, – продолжает Рейн Лепик. – Но доехать от Иван-города до Выборга за столь короткое время невозможно. Обратились к администратору гостиницы в Санкт-Петербурге. Он, в свою очередь, посоветовал найти людей, которые бы нам оформили бумажку. Нашли. В регистрации стояло название совсем другого отеля. Мы о нем слыхом не слыхивали, но заплатили по тысяче рублей с носа. Я объехал на велосипеде весь мир, но такой нелепости не видел нигде, даже в Китае.
Впрочем, побывавшие в Питере велогуру уверены, что все эти огрехи поправимы. Стоит только создать условия для велосипедистов. Ведь природа, ландшафты да и климат у нас такие же – балтийские. Для этого – привлечения внимания властей и общественности на интересы байкеров – они и заезжали в российскую северную столицу.

Лина ЗЕРНОВА
Фото из архива НГ