Тыльная часть фасада
Намыв новых территорий в устье реки Смоленки на Васильевском острове идет круглосуточно. Днем и ночью со стороны залива слышен не смолкающий гул механизмов, рев КамАЗов и тарахтенье бульдозеров. В конце прошлой недели на стройке побывала Валентина Матвиенко и публично выразила восхищение темпами намыва. Темпы действительно впечатляют. Равно как и уровень пренебрежения к городским законам, который демонстрируют строители. Об этом, в частности, говорили на очередной «антинамывной» акции, которая прошла на Морской набережной.
Кто заплатит за намыв?
Собравшихся митинговать против намыва было немного. Помимо яблочников, которые выступали организаторами акции, в ней приняли участие экологи, молодые люди из организации, которую Минюст запрещает именовать НБП, а также жители соседних микрорайонов. Как ни парадоксально, людей, живущих на самой Морской набережной, оказалось мало.
– Валентина Матвиенко говорит, что наше мнение учтено, и обещает, что после окончания стройки квартиры на Морской подорожают, – говорит обладательница квартиры с видом на намыв Ольга Свидерская. – Конечно, в это никто не верит: нам слишком много чего обещали. Например, что КамАЗы не станут ездить под нашими окнами и все строительные материалы будут доставлять морским путем Мне кажется, большинство людей опустило руки и уже не надеется достучаться до властей.
О том, как прислушиваются к голосу граждан и учитывают их мнение, можно судить хотя бы по ситуации с ночными работами. Городской закон запрещает вести строительство в ночное время, но все попытки жителей Морской набережной воздействовать на «намывщиков» с помощью милиции ни к чему не привели: ее сотрудники в лучшем случае рекомендовали обращаться к тем, кто дал разрешение намывать территории.
Районная администрация защищать граждан тоже не пожелала. Правда, в середине августа ее руководители обратились к управляющей компании с письмом, в котором указали, что «оставляют за собой право привлечь организацию к ответственности» за нарушение тишины и покоя в ночное время. Однако воспользоваться этим правом администрация так и не рискнула. Сами же представители компании поначалу рассказывали людям, что закон не имеет к ним отношения, поскольку работы ведутся не в городе, а в заливе. Хотя в соответствии с постановлением правительства РФ эта часть акватории передана в состав поселения (то есть Санкт-Петербурга) – и именно это позволило намывать там территории.
Теперь «Морской фасад» немного изменил тактику. «На следующей неделе будет произведен замер уровня шума, – рассказал представитель «Фасада» участникам акции протеста. – Если проверяющие организации сочтут, что он выше допустимого, мы примем меры». В законе, правда, о «допустимом уровне шумов» при производстве строительных работ в ночное время не говорится ни слова. Но стоит ли осуждать компанию за то, что она трактует нормативные акты так, как ей выгодно? Ведь власть не только позволяет ей это делать, но и помогает «укорачивать языки» непонятливым гражданам, которых обвиняют в эгоизме и нежелании думать об интересах города…
Между тем вчера, на следующий после акции день, Законодательное собрание одобрило разработанную правительством Петербурга целевую программу, в соответствии с которой город обязуется выкупить у «Морского фасада» портовые сооружения. На эти цели предусмотрено выделить семь миллиардов рублей – в дополнение к тем миллиардам, которые выделены из федерального бюджета на работы по углублению дна. При этом город заплатит не только за порт, но и за обслуживание банковских кредитов, которые «стратегический инвестор» намерен привлекать для строительства, а также и за «голосующие акции» «Морского фасада». При этом ни город, ни контрольные органы не могут проверить, сколько средств потратила на строительство сама компания. Вести постоянный контроль за качеством работ город также не сможет. Иными словами, у него не будет никаких прав, кроме одного – платить по счетам. Согласно программе, все расчеты должны быть завершены к 2012 году. При этом перечень объектов, которые «Морской фасад» должен возвести, а город – выкупить, еще не определен, детальной проектной планировки будущего порта нет, государственная экологическая экспертиза не проводилась…
– В сравнении с этим яма у Московского вокзала, «построенная» РАО «ВСМ», выглядит мелкой шалостью», – говорит депутат ЗакСа Сергей Гуляев. – РАО действительно успело освоить «только» 90 миллионов долларов, но стоит напомнить, что общая сумма городских гарантий, которые тогда должен был согласовать питерский парламент, составляла 200 миллионов. В 1998-м эта «операция» не удалась, но тогда в Собрании не было столь сильных фракций «Единой России» и «Родины», которые столь конструктивно сотрудничают с исполнительной властью. В минувшую среду против проекта голосовало лишь трое членов Демократической фракции.
По словам Гуляева, в законопроекте, принятом за основу, не сходятся цифры – это свидетельствует о том, что он готовился в спешке.
– Инициаторы проекта утверждают, что после завершения строительства порта в Петербург водным путем будут прибывать по четыре с лишним миллиона туристов ежегодно. Но сегодня в Россию в целом приезжает не больше 7 миллионов туристов, и этот поток сокращается, – говорит он. – Понятно, что терминал не окупится, а та схема финансирования, которую сегодня одобрило Законодательное собрание, позволяет предположить, что очередная «стройка века» затевалась с целью беспрепятственно переложить деньги из городского бюджета в бюджет частной компании.
Противники намыва – как в городском парламенте, так и за его пределами – признают, что у них практически нет возможностей повлиять на дальнейшее развитие событий. Тем не менее они будут пытаться это делать. Просто потому, что расплачиваться за «Морской фасад» в конечном счете придется всем жителям города. Ведь для того чтобы рассчитаться за намытые в заливе территории, придется урезать другие статьи расходов.
Васильевский остров, 12 сентября 2006
Собравшихся митинговать против намыва было немного. Помимо яблочников, которые выступали организаторами акции, в ней приняли участие экологи, молодые люди из организации, которую Минюст запрещает именовать НБП, а также жители соседних микрорайонов. Как ни парадоксально, людей, живущих на самой Морской набережной, оказалось мало.
– Валентина Матвиенко говорит, что наше мнение учтено, и обещает, что после окончания стройки квартиры на Морской подорожают, – говорит обладательница квартиры с видом на намыв Ольга Свидерская. – Конечно, в это никто не верит: нам слишком много чего обещали. Например, что КамАЗы не станут ездить под нашими окнами и все строительные материалы будут доставлять морским путем Мне кажется, большинство людей опустило руки и уже не надеется достучаться до властей.
О том, как прислушиваются к голосу граждан и учитывают их мнение, можно судить хотя бы по ситуации с ночными работами. Городской закон запрещает вести строительство в ночное время, но все попытки жителей Морской набережной воздействовать на «намывщиков» с помощью милиции ни к чему не привели: ее сотрудники в лучшем случае рекомендовали обращаться к тем, кто дал разрешение намывать территории.
Районная администрация защищать граждан тоже не пожелала. Правда, в середине августа ее руководители обратились к управляющей компании с письмом, в котором указали, что «оставляют за собой право привлечь организацию к ответственности» за нарушение тишины и покоя в ночное время. Однако воспользоваться этим правом администрация так и не рискнула. Сами же представители компании поначалу рассказывали людям, что закон не имеет к ним отношения, поскольку работы ведутся не в городе, а в заливе. Хотя в соответствии с постановлением правительства РФ эта часть акватории передана в состав поселения (то есть Санкт-Петербурга) – и именно это позволило намывать там территории.
Теперь «Морской фасад» немного изменил тактику. «На следующей неделе будет произведен замер уровня шума, – рассказал представитель «Фасада» участникам акции протеста. – Если проверяющие организации сочтут, что он выше допустимого, мы примем меры». В законе, правда, о «допустимом уровне шумов» при производстве строительных работ в ночное время не говорится ни слова. Но стоит ли осуждать компанию за то, что она трактует нормативные акты так, как ей выгодно? Ведь власть не только позволяет ей это делать, но и помогает «укорачивать языки» непонятливым гражданам, которых обвиняют в эгоизме и нежелании думать об интересах города…
Васильевский остров, 12 сентября 2006
Между тем вчера, на следующий после акции день, Законодательное собрание одобрило разработанную правительством Петербурга целевую программу, в соответствии с которой город обязуется выкупить у «Морского фасада» портовые сооружения. На эти цели предусмотрено выделить семь миллиардов рублей – в дополнение к тем миллиардам, которые выделены из федерального бюджета на работы по углублению дна. При этом город заплатит не только за порт, но и за обслуживание банковских кредитов, которые «стратегический инвестор» намерен привлекать для строительства, а также и за «голосующие акции» «Морского фасада». При этом ни город, ни контрольные органы не могут проверить, сколько средств потратила на строительство сама компания. Вести постоянный контроль за качеством работ город также не сможет. Иными словами, у него не будет никаких прав, кроме одного – платить по счетам. Согласно программе, все расчеты должны быть завершены к 2012 году. При этом перечень объектов, которые «Морской фасад» должен возвести, а город – выкупить, еще не определен, детальной проектной планировки будущего порта нет, государственная экологическая экспертиза не проводилась…
– В сравнении с этим яма у Московского вокзала, «построенная» РАО «ВСМ», выглядит мелкой шалостью», – говорит депутат ЗакСа Сергей Гуляев. – РАО действительно успело освоить «только» 90 миллионов долларов, но стоит напомнить, что общая сумма городских гарантий, которые тогда должен был согласовать питерский парламент, составляла 200 миллионов. В 1998-м эта «операция» не удалась, но тогда в Собрании не было столь сильных фракций «Единой России» и «Родины», которые столь конструктивно сотрудничают с исполнительной властью. В минувшую среду против проекта голосовало лишь трое членов Демократической фракции.
По словам Гуляева, в законопроекте, принятом за основу, не сходятся цифры – это свидетельствует о том, что он готовился в спешке.
– Инициаторы проекта утверждают, что после завершения строительства порта в Петербург водным путем будут прибывать по четыре с лишним миллиона туристов ежегодно. Но сегодня в Россию в целом приезжает не больше 7 миллионов туристов, и этот поток сокращается, – говорит он. – Понятно, что терминал не окупится, а та схема финансирования, которую сегодня одобрило Законодательное собрание, позволяет предположить, что очередная «стройка века» затевалась с целью беспрепятственно переложить деньги из городского бюджета в бюджет частной компании.
Противники намыва – как в городском парламенте, так и за его пределами – признают, что у них практически нет возможностей повлиять на дальнейшее развитие событий. Тем не менее они будут пытаться это делать. Просто потому, что расплачиваться за «Морской фасад» в конечном счете придется всем жителям города. Ведь для того чтобы рассчитаться за намытые в заливе территории, придется урезать другие статьи расходов.
Виктория РАБОТНОВА
Фото Александр БАНЬКОВ