Чекизм крепчал, или кто что охраняет...

4 июля 2002 10:00

В распоряжении автора оказался уникальный документ - письмо начальника Управления Федеральной службы охраны по Северо-Западному федеральному округу А.А.Строкина № 9/16-332 от 06.05.02, направленное вице-губернатору Санкт-Петербурга и председателю Административного комитета Анне Марковой. Предваряя возможные вопросы, сразу скажем, что документ не содержит грифа «секретно» или «для служебного пользования», а потому никаких государственных тайн мы не разглашаем...





Господин Строкин сообщает, что в апреле 2002 года специальная комиссия, состоящая из сотрудников Федеральной службы охраны, ГАИ - ГИБДД, городского Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству и Государственной административно-технической инспекции провела «комплексное обследование» трасс и маршрутов, предназначенных для проезда особо важных персон, подлежащих государственной охране, во время их постоянного или временного пребывания в Санкт-Петербурге. Перечень проверенных «особо важных» трасс приведен в приказе губернатора Санкт-Петербурга от 22.03.99 № 22-п (который, заметим, почему-то отсутствует в электронной правовой базе «Кодекс»). Стоит привести его, дабы проживающие на этих улицах и площадях граждане понимали, что их может ждать в результате служебного рвения охранников.
Итак, к VIP-трассам отнесены: Адмиралтейская набережная, Английская набережная, Биржевая площадь, Биржевой мост, Большой проспект В.О., Большой Сампсониевский проспект, Вознесенский проспект, Выборгская набережная, Дворцовая набережная, Дворцовый мост, площадь Декабристов, проспект Добролюбова, Институтский проспект, Каменноостровский проспект, Кронверкская набережная, проспект Культуры, набережная Кутузова, Ланское шоссе, набережная Лейтенанта Шмидта, мост Лейтенанта Шмидта, Ленинский проспект, набережная Малой Невки, Марсово поле, Московский проспект, Михайловская улица, Невский проспект, Новороссийская улица, Петергофское шоссе, проспект Просвещения, Пулковское шоссе, дорога в аэропорт «Пулково-1», набережная Робеспьера, Садовая улица, Светлановский проспект, Светлановская площадь, проспект Стачек, проспект Мориса Тореза, Театральная площадь, площадь Труда, Университетская набережная, Ушаковская развязка, набережная Фонтанки, набережная Черной речки, Шпалерная улица и 22-я линия Васильевского острова.
Проверив перечисленные трассы, комиссия нашла их общее состояние удовлетворительным, но отметила «отдельные недостатки по содержанию в сфере городского, коммунального и жилищного хозяйства». По сообщению г-на Строкина, «соответствующим руководителям ведомств на данные недостатки указано». А в целях устранения оных охраной предлагается следующее (цитируем дословно):
«1. Обязать районные жилищные агентства совместно с участковыми инспекторами РУВД провести профилактические работы по заделыванию слуховых окон, а также по зачистке (!) чердаков и подвалов в зданиях, непосредственно прилегающих к трассам проезда.
2. Обязать городские и районные коммунальные службы информировать Управление охраны и 3-й отдел УГИБДД о кратковременных и аварийных работах на трассах проезда.
3. Обязать районные администрации города направлять для согласования (куда направлять? видимо, в охрану? - Б.В.) представителей организаций, устанавливающих сезонные (летние) кафе в непосредственной близости от трасс проезда.
4. Обязать Городской центр размещения рекламы и Государственную административно-техническую инспекцию представлять в наш адрес информацию обо всех объектах рекламы на трассах проезда (реклама на тумбах, строительных лесах, заборах, крышах домов, фасадах зданий) и проводить согласование с Управлением охраны о возможности ее размещения».
Что же, единственное, что можно понять, - желание регионального отделения Федеральной службы охраны знать об том, не проводятся ли на соответствующих трассах какие-то работы. Что касается остального - подобного административного идиотизма наблюдать не приходилось уже давно. И дело даже не в употреблении термина «зачистка», в который в последние годы вкладывается вполне определенный жутковатый смысл. Это называется - «чекизм крепчал». Видимо, ФСО мерещатся снайперы, замаскированные под рекламные щиты и тумбы, пулеметные гнезда, оборудованные в еще не «зачищенных» чердаках и подвалах, гранатометы, выглядывающие из еще не заделанных слуховых окон, и террористы, караулящие охраняемых персон за столиками летних кафе. Так и видится рекламный щит, на котором крупными буквами написано: «Разрешено. Северо-Западное управление ФСО». С подписью г-на Строкина и печатью...
Правда, есть и другая гипотеза. Согласно ей региональному управлению ФСО мерещится совсем другое - превращение своего ведомства в инстанцию, куда вынуждены будут обращаться за «согласованиями» все те, кто захочет установить летние кафе или разместить свою рекламу на лучших улицах города (см. список). Со всеми вытекающими приятными материальными последствиями для «согласователей».
В пользу этой гипотезы говорит то, что «охранная комиссия» сочла необходимым существенно расширить перечень трасс, по которым могут ездить охраняемые персоны. Приложенный к письму г-на Строкина новый перечень трасс примерно в три раза больше приведенного выше и содержит более ста улиц, площадей, проездов и мостов. Заметим, что туда включены даже несуществующие шоссе - например, Детскосельское и Пушкинское. Чем больше согласуешь - тем больше получаешь? Прямая иллюстрация принципа «кто что охраняет, тот с того и имеет»...
Анна Маркова отнеслась к письму главного охранника со всей серьезностью. 24 мая она направила его главам районных администраций с предложением «принять необходимые меры и устранить указанные недостатки». Так что впереди большая работа по «зачистке», «заделыванию», а потом и по «согласованию». А потом - ждите новых предложений от ФСО. Например, о предоставлении им права «согласовывать» разрешения на розничную торговлю или предоставление нежилых помещений на «охраняемых» улицах. Да и граждане на этих улицах могут жить не вполне надежные...

Борис ВИШНЕВСКИЙ