Люди-кнопки в музее андрея чежина
Галерея ФОТОimage в центре современного искусства «Пушкинская 10» знакомит публику с проектом известного петербургского фотохудожника Андрея Чежина «Музей канцелярской кнопки. Часть 1». Экспозиция в основе – ретроспективная, ее составили произведения, созданные мастером в последние два десятилетия.
Представитель петербургской концептуальной школы Чежин – заметный персонаж на арт-сцене города. Он входит в известные объединения: фотоклуб «Зеркало», группу «Так», участвует во многих выставках в России, США, Нидерландах, Дании и Польше. Работы Чежина находятся в собраниях Русского музея, Хьюстонского Файн-арт музеума, Бруклинского музея, в коллекциях Гуманитарного фонда «Свободная культура» и Нортона Доджа (США).
В последние годы мир чежинской фотографии заметно обезлюдел. Нельзя сказать, что взгляд художника, обращенный на вещи, не ищет движения. Однако отыскивается часто какая-то нездешняя, не имеющая причин и источников в этом мире динамика.
В узком, но элегантном пространстве мастерской фотохудожника, ставшей теперь авторской галереей, объединяющую идею проекта улавливаешь не сразу. Сначала не без испуга взгляд везде – в фотографиях, на размещенных на подиумах объектах – наталкивается на кнопку, «металлическое острие со шляпкой, служащее для прикалывания».
Как предмет образного творчества кнопка заинтересовала фотохудожника в 1990-м, в связи с увлечением творчеством Рене Магритта. В перестроечное время Чежину однажды вспомнились строки советского поэта Владимира Маяковского: «Гвозди бы делать из этих людей, / Крепче бы не было в мире гвоздей»; в этой связи магриттовский мотив зажил, казалось бы, чисто соц-артистской жизнью. Используя любительские негативы, прикрепляя, «прикалывая» лица на фотографиях, Чежин стал создавать «семейные альбомы» людей-кнопок.
После этого был год автопортретов: мастер запечатлевал себя ежедневно (серию составили 366 изображений). В результате на пересечении ассоциативных рядов родился замысел симбиотической композиции «13». Она представила человеком-кнопкой самого художника, «приколовшего» на автопортрете собственное лицо.
Когда образная мысль, живущая в чежинских гротесках, обретает конкретные очертания, за кнопочной фантасмагорией открывается причина давних смутных тревог мастера. Еще в 2001-м в Манеже была показана сделанная в середине девяностых работа с незамысловатым сюжетом: просто одетый юноша раскачивается на турнике. Чежин показывает, как, прикрепив лицо физкультурника к невидимой плоскости кнопкой, с тупой непреклонностью остановили движение.
Та же злая воля не дала художнику показать лицо на автопортрете, прервала еще множество простых и понятных внешних и внутренних движений людей. Пугающая незримая сила так вмешалась в жизнь, что нет голоса вскрикнуть.
Сергей БАЛУЕВ
P. S: Выставка проходит в галерее ФОТОimage арт-центра «Пушкинская 10» до 30 июня.