Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пошаговое воспитание инвестора

1 июля 2007 10:00

Сколько у нас семей ждут места в детском саду для своих отпрысков? Тут мне подсказывают: пять тысяч. Что ж, сотней-другой больше... Похоже, еще одно дошкольное учреждение приказало долго жить: на днях появилась информация о том, что закрывается детсад № 16 на Васильевском острове. Все сотрудники уже предупреждены об увольнении с 1 августа, а родители – о том, чтобы они срочно подыскивали другую, как это называют французы, «материнскую школу».

Урок первый: советский авангард



В ДК Ленсовета можно попрощаться с ленинградским авангардом
В ДК Ленсовета можно попрощаться с ленинградским авангардом


Наследие русского авангарда оценивается специалистами как главный вклад России в мировую архитектуру ХХ века. И именно в Петербург до недавнего времени приезжали ценители конструктивизма со всего мира, ибо нигде больше это направление не было представлено в таком многообразии. У нас, на Васильевском острове, — единственный воплощенный проект гениального Якова Чернихова (водонапорная башня фабрики «Красный гвоздильщик»), и есть даже сохранившиеся цельные конструктивистские комплексы — как жилой массив для рабочих Нарвской заставы, появившийся в середине 1920-х на Тракторной улице (арх. А. Гегелло, А. Никольский, Г. Симонов). А еще — фабрики-кухни, бывшие дома-коммуны, здания ДК и вчерашних райкомов…
Экзотика первых советских десятилетий в цене у знатоков, но вовсе не в почете у их новых владельцев.
«Позиция инвесторов часто цинична до дикости или поражает своей неосведомленностью, — констатирует заместитель председателя КГИОП Борис Кириков. — Чаще всего инвестиционная политика сводится к тому, чтобы освободить территорию — или вообще физически освободить от всего, или освободить от обременений. Потому что если на территории есть памятник, с этим связаны проблемы. Если памятника нет, а есть выявленный объект — можно снять с учета, можно не сносить, но это значит, что обременений для этой территории нет и ее проще кому-нибудь перепродать».
Соглашаясь с необходимостью воспитания инвестора, приходящего в такой город, как Петербург, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Марголис предостерегает от соблазна возлагать вину исключительно на наш новый оголтелый бизнес:
«И общество в целом тут ничем не отличается. Поэтому просветительская задача и важна сегодня как никогда — людям нужно прививать правильный вкус, формировать соответствующие ценностные ориентации, об этом нужно говорить».
Первым таким серьезным разговором стал день памятников ленинградского авангарда, инициированный молодежным движением «Живой город»: круглый стол, собравший в доме Матюшина на Песочной улице специалистов Музея истории города, КГИОП и ВООПИиК, архитекторов и искусствоведов; и выставка работ петербургских художников, открывшаяся в одном из зданий советского конструктивизма — ДК имени Ленсовета.
Судьба последнего вызывает особую тревогу — после того, как профсоюзы «сдали» и эту свою собственность, появилась информация о предполагаемом сносе памятника ради расширения пятна для новой застройки. Однако Рафаэль Даянов (один из немногих современных зодчих, активно работающих именно с ранней советской архитектурой) обнадежил собравшихся сообщением о том, что проект освоения прилегающего к ДК участка вовсе не подразумевает его демонтаж. Более того, по словам Даянова, новые владельцы рассматривают возможность воплощения не осуществленного изначального авторского замысла — дополнить существующий объем стильной соразмерной башней. Открытым остается вопрос выбора периода, на который решат воссоздавать интерьеры: выяснилось, что нынешний зрительный зал ДК (именуемого специалистами не иначе как ДК Промкооперации или Промка) был перестроен из находившегося на этом месте спортинг-паласа архитектора Белогруда. Свою способность убеждать инвестора в необходимости сохранения подлинного исторического здания Даянов уже сумел доказать при реконструкции комплекса построек Текстильного института (архитектор Левинсон) с общежитием и школой — на огромном участке между Садовой, Вознесенским и Фонтанкой. Здание школы не числилось в охранных реестрах, однако его удалось сохранить, доказав авторство Левинсона и разъяснив новым владельцам ценность этого образца советской архитектуры.
Но вот «фруктовый король» Владимир Кехман культурную прививку отторгнул. «Вы ничего не понимаете в бизнесе», — так ответил хозяин универмага «Фрунзенский» на предложение Рафаэля Даянова встроить требуемые функции в существующий объем исторического здания, пояснив: «Мне мешают сдвоенные колонны».
За круглым столом в доме Матюшина активисты «Живого города» предложили провести для инвесторов специальную экскурсию по тем объектам архитектурного авангарда, которые нашими обывателями не воспринимаются как ценные, хотя считаются таковыми во всем мире.
В этом убеждают и картины петербургских художников — Андрея Филиппова, Александра Дашевского, Иры Васильевой, Лены Маркеловой, Рубена Монахова, представленные в Джем-холее ДК им. Ленсовета. Там же — словно в продолжение начатой в 20—30-х годах темы — футуристические объекты, сделанные лидером «Живого города» Елизаветой Никоновой, и целая конструктивистская семья Светланы Тулиной — дом-мэн, дом-дам и дет-домик в стеклянном подполье выставочного зала.
Здесь, на выставке «Красное кольцо конструктивизма», можно познакомиться и с историческими материалами архитектурных идей и проектов звезд советского авангарда — А. Никольского, Л. Хидекеля, И. Явейна; увидеть литературные коллажи, сделанные Александром Теребениным на материале разгромных газетных статей 30-х годов, и выполненную в современном контексте реконструкцию агитационных плакатов Александра Стругача и Антона Хлабова.
Серия «Утвердители нового искусства» Михаила Карасика показывает альтернативную, сюрреалистическую историю развития авангардного искусства — образы, герои, знаки, словно пытающиеся зацепиться за реальную политическую и культурную историю.
Организаторы этой выставки надеются на продолжение проекта: многие художники, фотографы и дизайнеры, впечатленные увиденным, выразили готовность присоединиться и представить свои работы. А постоянно пополняемый фонд выставки «Красное кольцо конструктивизма», возможно, покатится по питерским домам культуры и подходящим залам других сооружений 1920—1930-х годов, чтобы помочь осознать ценность авангардной архитектуры тем, кто работает в этих зданиях, или владеет ими, или пока просто спешит пройти мимо.

Вася МИТИН
Фото Сергея ЕРМОХИНА